Деяния александрийских мучеников — Википедия

Деяния александрийских мучеников (лат. Acta Alexandrinorum) — группа папирусных текстов, тематика которых связана с борьбой представителей греческой элиты Александрии против местных римских властей и еврейского населения города. Основным событием, к которому относится действие в папирусах данной группы является Александрийский погром 38 года. Ряд текстов находят подтверждение в других документах, но в целом, как считается, в них преобладает вымышленная составляющая. Слово «Деяния» (Acta) в названии указывает на то, что по форме данные тексты чаще всего представлены как протоколы судебных заседаний. В силу своеобразия, «Деяния» рассматривают как особый литературный жанр. Сохранность многих папирусов плохая, в связи с чем смыл текстов сложно интерпретировать. «Деяния» были обнаружены в 1895 году немецким археологом Ульрихом Вилькеном, полагавшим, что то были фрагменты имперских отчётов времён императора Траяна. Среди других гипотез — полемические памфлеты, фрагменты утраченного исторического сочинения, анти-еврейское повествование о языческих мучениках, опирающаяся на официальные записи художественная литература.

Александрия со времён завоевания Римом при Октавиане Августе имела ряд привилегий. С жителей города, в котором находилась резиденция римского губернатора, не взимался подушный налог лаография, а налоги на принадлежащую александрийцам прилегающую сельскую местность (хору) были снижены. Особый статус Александрии подчёркивала возможность для её эллинизированных жителей получения римского гражданства. Некоторые из них (Тиберий Клавдий Балбил[en], Тиберий Юлий Александр, Аппиан) занимали высокие государственные посты[1]. В то же время, сами александрийцы были не довольны коррумпированным римским правлением. Запрет на созыв обычного для греческих полисов местного совета (буле) усугубил социальную напряжённость в городе, поскольку жители не верили в способность римских властей и совета старейшин (герусии) решить проблемы во взаимоотношениях между греческой и еврейской общинами. Нередко разногласия выливались в масштабные беспорядки, крупнейшие из которых произошли в 38 и 41 годах. Во второй половине I века и несколько раз во II веке евреи восставали против Римской империи, в том числе при активном участии александрийских евреев[2].

События 38 года — погром и последовавшие за ним посольства александрийцев в Рим, привели к образованию обширной литературной традиции. Авторов «Деяний» особенно интересовала судьба греческих участников посольств[3]. В форме вымышленных судебных протоколов представители александрийского демоса высказывали свои претензии римским императорам из-за злоупотребления местных властей. Из них три фрагмента, в которых упоминаются Исидор и Дионисий, имеют явную антиеврейскую направленность[4]. Фрагмент CPJ 156, по выражению британского археолога Идриса Белла, «один из интереснейших примеров александрийской пропагандистской литературы», повествует о суде императора Клавдия над гимнасиархом Исидором[5][6]. Плохо сохранившийся CPJ 155 дополняет рассказ Филона о посольствах к Гаю[7]. Как правило, истории завершались осуждением на казнь кого-либо из греческих делегатов[8]. К группе собственно «деяний» примыкают сюжетно связанные истории — письма, рассказы, речи и т. д.[9]

«Деяния» имели распространение в Египте с начала I века до середины III века. Большая часть сохранившихся папирусов датируется периодом между концом II века — начало III века, основные места обнаружения — Оксиринх, Гермополь, Панополис и деревни Файюмского оазиса[9]. После того, как в 1895 году немецкий учёный Ульрих Вилькен первым установил сходство описаний посольств в Рим в нескольких папирусах из собраний Лондона и Парижа, было выдвинуто несколько теорий относительно формы, подлинности и назначении «Деяний». Сам Вилькен полагал, что то были фрагменты имперских отчётов времён императора Траяна[10]. Неоднократно к «Деяниям» обращался антиковед М. И. Ростовцев. В своей статье 1901 года в журнале «Мир Божий» он связал беспорядки против римских властей с еврейскими погромами. В своей монографии «The Social and Economic History of the Roman Empire» Ростовцев указал на интонационную близость папирусных текстов высказываниям кинических философов[11]. Первое издание «Деяний» подготовил в 1954 году американский филолог Герберт Музурилло (Herbert Anthony Musurillo)[12]. По мнению Музурилло, тексты были созданы под влиянием эллинистической и римской биографической литературы в аристократической среде Александрии, недовольной политикой оккупационных властей. К 1961 году, когда Музурилло подготовил для B. G. Teubner Verlag[de] новое издание «Деяний», были обнаружены новые тексты и появились новые варианты их интерпретации[13]. Тезис о значительной роли местных оппозиционных элит в последующих исследованиях опровергался. В 2008 году фундаментальное исследование «Деяний» предпринял в 2008 году Эндрю Харкер (Andrew Harker), по мнению которого произведение отражает более широкую полемику между греческим и не-греческим населением Александрии[13].

Примечания[править | править код]

  1. Harker, 2008, p. 5.
  2. Harker, 2008, pp. 6—7.
  3. Harker, 2008, p. 24.
  4. Hacham, Ilan, 2022, p. 159.
  5. Bell, 1924, p. 19.
  6. Hacham, Ilan, 2022, pp. 160—162.
  7. Hacham, Ilan, 2022, p. 163.
  8. Harker, 2008, p. 1.
  9. 1 2 Harker, 2008, p. 2.
  10. Harker, 2008, pp. 7—8.
  11. Rostovtzeff, 1926, p. 520.
  12. Navarrete, 2017, S. 1.
  13. 1 2 Gambash, 2013.

Литература[править | править код]