Кокандская автономия — Википедия

Непризнанное территориальное образование
Кокандская автономия
Флаг Кокандской автономии
Флаг Кокандской автономии
Гимн: «Национальный марш Туркестана»
Карта Туркестана 28 ноября 1917 года, Кокандская автономия отмечена синим цветом
Карта Туркестана 28 ноября 1917 года, Кокандская автономия отмечена синим цветом
 
 
Столица Коканд
Крупнейшие города Наманган, Скобелев, Андижан, Маргилан, Ош
Язык(и) узбекский, казахский, персидский (таджикский), русский
Официальный язык узбекский, казахский, киргизский
Религия ислам суннитского толка (де-факто)
Население узбеки, казахи, киргизы, таджики, русские и другие
Форма правления смешанная республика
Популярные партии Партия Алаш
Шура-и-Ислам
Министр-председатель
 • 1917 Мухаммеджан Тынышпаев
 • 1917—1918 Мустафа Шокай
 • 1918 Кичик Эргаш

Кока́ндская автоно́мия (каз. Қоқан автономиясы[a], узб. Qo'qon muxtoriyati[b], кирг. Кокон автономиясы[c])[1][2][3][4], в литературе известна также как Туркеста́нская автоно́мия (каз. Түркістан Автономиясы[a], узб. Turkiston Muxtoriyati[b], кирг. Түркстан Автономиясы[c]; официальное название: Туркистон мухторияти[d]) — самопровозглашённое территориальное образование, существовавшее в период с 28 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территориях современных Узбекистана, Казахстана,[источник не указан 488 дней] и Киргизии,[источник не указан 488 дней] а в то время на территориях Семиреченской, Сырдарьинской и Ферганской областей Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи.

История[править | править код]

После Февральской революции в Средней Азии начали образовываться общественно-политические организации, представляющие коренное мусульманское население региона.

Одним из первых таких организаций была «Шура-и-Ислам» (Исламский совет), основанная в марте 1917 года (за 8 месяцев до Октябрьской революции большевиков) в среде либерального и демократического движения джадидизм. Позднее от «Шуро-и-Исламия» откалывается «Шура-и-Улема» (Совет духовенства), созданное кадимистами (движение исламских традиционалистов).

В марте 1917 года создается «Союз трудящихся мусульман», сыгравший важную роль в борьбе за Советскую власть в Туркестане и его противниками. Мусульманские группы имелись также в партиях меньшевиков и эсеров, а позднее в партиях большевиков и левых эсеров.

15 ноября 1917 года в Ташкенте открылся III «Всетуркестанский Курултай мусульман» Туркестанского края под руководством «Шуро-и-Улема». Параллельно в этом же городе проходил III «Съезд Советов Туркестанского края».

На «Всетуркестанский Курултай мусульман» были приглашены представители левых и социалистических мусульманских организаций, в то же время представители «Шуро-и-Исламия» в работе курултая не участвовали, что ознаменовало раскол между традиционалистами и либералами. На конференции было решено обратиться к делегатам III «Съезда Советов Туркестана» с предложением о создании коалиционного правительства. Но это предложение было отвергнуто левыми эсерами и большевиками, в руководстве которых решающее значение имели «старые коммунисты» из русских колонистов, стоявшие по сути на позициях русского национализма. Таким образом в 1-й состав «Совета народных комиссаров Туркестана» (СНК) не попали представители коренных национальностей. Это решение было осуждено ЦК партии большевиков, требовавшим включения в состав СНК представителей коренного населения региона.

22 ноября 1917 года в Ташкенте открылся III «Краевой общемусульманский съезд», на котором была сделана попытка формирования правительств национальной автономии. Но это решение вызвало протест со стороны представителей левых мусульманских движений и партий, выступавших за Советы, как единственную легитимную власть.

В ответ на создание в Ташкенте СНК, 26 ноября 1917 года в Коканде под руководством «Шуро-и-Исламия» был созван IV «Всетуркестанский Курултай мусульман». На съезде присутствовало около 200 делегатов. Они представляли следующие территории[5]:

  • Фергану — 150 человек;
  • Сырдарьинскую область — 22 человека;
  • Самаркандскую область — 21 человек;
  • Закаспийскую область — 1 человек;
  • Бухару — 4 человека.

На следующий день, 27.11.1917 г. на курултае Туркестан был объявлен «территориально автономным в единении с федеративной демократической Российской республикой». На курултае также было решено назвать новое территориальное образование «Туркистон мухториати» (Туркестанская автономия). На том же курултае были избраны органы власти автономии. Представительным и законодательным органом должен был стать «Временный Народный совет» в количестве 54 человек, исполнительным — Временное правительство, состоящее из 12 человек.

Правительство Туркестанской автономии в январе объявило о намерении 20 марта 1918 года созвать свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. 2/3 мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а 1/3 — гарантировалась представителям немусульманского населения. В образованном в то же время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни 1 человека из представителей коренных народов. Председатель Совнаркома Туркестанской республики Фёдор Колесов, недавний конторщик на ташкентской железной дороге, заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена»[6]. Всего в Туркестанское Учредительное собрание должны были быть избраны 234 человека[7].

Печатные органы[править | править код]

Одним из печатных органов автономии была газета "Эл байроги", главным редактором которой был Ашурали Захири.

Первый состав Временного правительства[править | править код]

В 1-й состав Временного правительства Туркестанской автономии вошли:

  • Мухамеджан Тынышпаев — министр-председатель, министр внутренних дел. По национальности казах.
  • Шах-Ислам (Ислам) Шагиахметов — заместитель министра-председателя. По национальности татарин.
  • Мустафа Чокаев (Мустафа Шокай) — управляющий отделом внешних сношений (в современной литературе иногда его называют министром иностранных дел). По национальности казах.
  • Магди Чанышев — председатель Военного Совета правительства (глава вооруженных сил). По национальности татарин.
  • У. Асадуллаходжаев — управляющий отделом народной милиции и общественной безопасности. По национальности узбек.
  • Хидаят-бек Юргули-Агаев — министр землеустройства и водопользования. По национальности узбек.
  • Абиджан Махмудов — министр продовольствия. По национальности узбек.
  • Абдурахман-бек Уразаев — заместитель министра внутренних дел. По национальности казах.
  • Соломон Герцфельд — министр финансов. По национальности еврей.
  • Кичик Эргаш (в литературе часто встречается написание Иргаш, он же Ходжи Магомед Ибрагим Ходжиев) — начальник уездной милиции, в дальнейшем заменил Магди Чанышева на посту руководителя вооруженных сил автономистов.

Вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий Мустафа Шокай становится председателем правительства.

Туркестанская автономия мыслилась в составе будущей Российской федерации.

Во вступительной речи Мустафа Шокай сказал:

«Построить с ходу полнокровное государство нелегко. Для этого нет ни кадров, ни опыта. И главное — нет армии, чтобы защитить будущую автономию. Как бы ни была ослаблена Россия, она гораздо сильнее нас. С Россией мы должны жить в мире и дружбе. Это диктует сама география. Я не приемлю политику Советов, но верю в разрушительную силу большевиков»[8][9].

Внутренние разногласия и политический кризис[править | править код]

Одной из ключевых проблем Туркестанской автономии, с самого начала её существования, стали непреодолимые разногласия между различными политическими течениями, участвующими в её создании. В первую очередь между джадидами и кадимистами. Последних в правительстве представлял Кичик Эргаш. Возрастающее влияние кадимистов в правительстве вынудило в декабре 1917 уйти в отставку председателя правительства М. Тынышпаева (который пробыл премьером меньше 1 месяца), которого сменил на этом посту Мустафа Чокаев.

В условиях политического кризиса осени 1917 года у автономистов отсутствовала единая позиция в отношении внешнеполитической ориентации, в отношении Советов и в отношении дальнейших социально-политических преобразований. Попытки правительства привлечь на свою сторону широкие круги коренного населения, путём отправки в города Туркестана ораторов и пропагандистов — не дали желаемых результатов. Обострило ситуацию и то, что руководители «Шура-и-Улема» отказались войти в состав правительства автономии.

18 февраля 1918 года организация «Шура-и-Улема» свергла правительство во главе с Мустафой Шокаем (который пробыл премьером 2,5 месяца) и руководство правительством передано начальнику миршабов Коканда Кичик Эргашу[10].

Разгром Туркестанской автономии[править | править код]

В январе 1918 года в ответ на предъявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для ликвидации Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией под командованием Константина Осипова. В состав советских войск входили также вооружённые армянские дашнакские отряды. Таким образом, Туркестанская автономия была ликвидирована большевиками и дашнаками всего через 3 месяца после создания, её сменил Советский Туркестан. Шокаю удалось бежать сначала в Ташкент, позже через Актюбинск в уральских степях он присоединился к членам правительства «Алаш-Орды» и вновь включился в политическую борьбу.

Председатели[править | править код]

Туркестанская автономия в Коканде (28.11.1917 — 22.02.1918)

Туркестанская автономия в официальной узбекской историографии[править | править код]

В современной официальной узбекской историографии Туркестанская автономия занимает особое место. Создание автономии связывается с появившейся после Февральской революции общественно-политической организацией джадидов «Шура-и-Ислам», выражавшей, по мнению узбекских историков, желание всего коренного населения Туркестанского края и стремившейся создать первое в Средней Азии демократическое многонациональное государство, известное как «Туркестанская автономия»[источник не указан 1115 дней].

Примечания[править | править код]

Комментарии[править | править код]

  1. 1 2 казахский вариант названия представляет собой анахронизм, так как является современным переводом оригинального названия на казахский язык с использованием современного казахского алфавита, который не существовал в период существования Туркестанской автономии
  2. 1 2 узбекский вариант названия представляет собой анахронизм, так как является современным переводом оригинального названия на современный узбекский язык с использованием современного узбекского алфавита, который не существовал в период существования Туркестанской автономии
  3. 1 2 киргизский вариант названия представляет собой анахронизм, так как является современным переводом оригинального названия на киргизский язык с использованием современного киргизского алфавита, который не существовал в период существования Туркестанской автономии
  4. приведённый вариант кириллической записи названия представляет собой анахронизм, так как кириллический алфавит для записи тюркских языков не существовал в период существования Туркестанской автономии

Источники[править | править код]

  1. Агзамходжаев, Саидакбар. "История туркестанской автономии (Туркистон мухторияти)." Т., 2006
  2. Юлдашбаев, Б.Х. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.): ч. 1-2. Во имя национально-республиканского статуса : непримиримая вооружённая борьба и примирение с большевиками : соглашение о советской автономии и начавшаяся реализация Уфа, 2003, с.308
  3. Иллюстрированная история Казахстана: с древнейших времен до наших дней : в четырех томах, т. 3. Алматы, 2005, с.177
  4. Исхаков, С. М. "Российские мусульмане и революция (весна 1917 г.-лето 1918 г.)." PhD diss., Институт российской истории РАН, 2003. С.396.
  5. Алимджанов Б. А. Автономия, федерализм и шариат, или политическая мимикрия интеллектуальных элит Туркестана в 1917—1922 гг. // Становление советской государственности: выбор пути и его последствия: Материалы XIV международной научной конференции. Екатеринбург, 22-25 июня 2022 г. — М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б. Н. Ельцина, 2022. — С. 43.
  6. Неизвестная трагедия. Дашнаки сыграли решающую роль в уничтожении Туркестанской автономии. Дата обращения: 7 сентября 2010. Архивировано из оригинала 25 марта 2010 года.
  7. Алимджанов Б. А. Автономия, федерализм и шариат, или политическая мимикрия интеллектуальных элит Туркестана в 1917—1922 гг. // Становление советской государственности: выбор пути и его последствия: Материалы XIV международной научной конференции. Екатеринбург, 22-25 июня 2022 г. — М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б. Н. Ельцина, 2022. — С. 44.
  8. Георгий Иванов. Негостеприимный Узбекистан. Дата обращения: 7 сентября 2010. Архивировано 24 сентября 2020 года.
  9. Туркестанская автономия . Создание и разгром. Сборник статей.
  10. Усманов К., Садиков М. История Узбекистана (1917—1991 годы): Учебник для учащихся 1 курса академ. лицеев и проф. колледжей. — Т.: «Sharq», 2011.- 224 с. ISBN 978-9943-00-026-1
  11. Правители Мира. В. Эрлихман. 2009.

Литература[править | править код]

  • Кокандская автономия : [арх. 22 октября 2022] // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 437. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  • Туркистон мухторияти — Национальная энциклопедия Узбекистана (узб.). — Ташкент, 2000—2005.
  • Сафаров Г. Колониальная революция. (Опыт Туркестана). Москва, Госиздат, 1921.
  • Рыскулов Турар. «Революция и коренное население Туркестана», Ташкент, 1925 (глава «Что делали дашнаки в Фергане»).
  • Park A. Bolshevism in Turkestan, 1917—1927. — New York, 1957.
  • Rakovska-Harmstone Т. Islam and nationalism: Central Asia and Kazakhstan under Soviet Rule // Central Asian Survey. — Oxford. 1983.
  • Mustafa Chokay. «The Basmachi Movement in Turkestan», «The Asiatic Review», vol.XXIV, 1928.
  • Агзамходжаев С. Туркистон Мухторияти. — Ташкент: ФАН, 1996.
  • Чокай М. «Туркестан под властью Советов (к характеристике диктатуры пролетариата)», Алматы, журн. «Простор», 1992, № 9-10.
  • Чокаев М. «Национальное движение в Средней Азии». В кн.: «Гражданская война в России: события, мнения, оценки». М. 2002.
  • Асанов Б. К., Ким С. Е. Туркестан в 1917 году. Алматы, 2009.