Сетевая парадигма — Википедия

Сетевая парадигма — философская концепция, разработанная британо-американским антропологом, кибернетиком Грегори Бейтсоном. Основу концепции составляет подход к миру как к открытой и децентрализованной системе взаимодействий, обладающей сетью обратных связей. Акцент ставится не на вещах, а на отношениях между ними.

Идея сетевой парадигмы легла в основу теории сетевого общества, нашла отражение в диалогической философии и применяется в широком спектре наук и междисциплинарных исследований.

Концепция[править | править код]

Грегори Бейтсон

С точки зрения сетевой парадигмы человеческие отношения, всю культуру и общество можно представить в виде системы, пронизанной обратными связями. Такой подход ставит во главу угла отношения между компонентами системы, а не сами компоненты. В системе, как она понимается в данном случае, одни элементы не подчинены другим, а синэргетически взаимодействуют и взаимосвязаны. Более того, эти компоненты системы при ближайшем рассмотрении сами становятся сетями взаимодействий.

Сетевая парадигма Бейтсона спорит с самыми глубинными основаниями европейской трансценденталистской метафизики и соответствующей ей культуре. «Если вы помещаете Бога вовне, ставите его лицом к лицу с его творением и если при этом у вас есть идея, что вы созданы по его образу и подобию, то вы естественно и логично станете видеть себя вне и против окружающих вещей. Если же вы самонадеянно приписываете весь разум самому себе, вы станете видеть окружающий мир как неразумный. Окружающая среда станет казаться предназначенной для эксплуатации»[1].

Обратная связь — одно из ключевых понятий в данной концепции. Сама сеть у Бейтсона понимается как нелокальное многообразие обратных связей, активная система различий, порождающих различия. Система обратной связи предполагает обязательные изменения со стороны других элементов системы в ответ на изменения со стороны кого-то либо элемента. Если эти связи нарушаются, баланс системы нарушается, что вызывает соответствующую реакцию самой системы, которая стремится восстановить баланс.

«Любая адаптивная перемена у любого из участников, не скорректированная переменой у другого, всегда будет вносить напряженность в их отношения», — пишет Бейтсон[2].

Такие нарушения возникают, по мнению Бейтсона, из-за того, что человеку сложно осознать системный характер всего происходящего, он склонен мыслить фрагментарно ввиду необъятности системы. Отсюда возникает отчуждение себя и любых предметов от системы, выпадение из системы связей. Так, действия, исходящие из концентрации на собственном «я», часто являются дестабилизирующими, асистемными факторами.

Как следствие, система в сетевой парадигме не может иметь какого-либо управляющего центра.

Сетевая парадигма подразумевает возможность существования различных системных уровней, при этом каждый из них имеет самостоятельное значение. Каждая сложная система существует в контексте охватывающей ее более сложной системы, с которой она состоит в коммуникативно-структурном сопряжении. Уровень организации сети, по Бейтсону, определяется интенсивностью обратной связи: чем она интенсивнее, тем ниже уровень организации сети и степень первичности контекста, с которым взаимодействует система.

Разум в сетевой парадигме предстает как системный феномен, который стоит рассматривать не как вещь, а как процесс, как интегрированную сеть. Таким образом разум присущ не столько человеку, сколько системе в целом, а человеческий разум может рассматриваться как подсистема.

Соотношение с диалогической философией[править | править код]

Сетевая парадигма Бейтсона перекликается в диалогической философией М. Бубера, Ф. Розенцвейга, Г. Марселя и др. Идеи Бейтсона как бы предлагают основу для нее. Общим для двух концепций является основополагающий тезис о первичности отношений и попытка изменить мышление человека.

В то же время отмечается отсутствие или поверхностность системного подхода в трудах диалогистов. Диалогическое мышление как бы замыкается в диалоге, не вписывая его в систему. Этот пробел и заполняется сетевой парадигмой, разработанной в рамках системного подхода.

Развитие концепции[править | править код]

Сетевую парадигму видят в качестве способа преодоления разобщенности научного знания. Ее применяют и развивают эпистемология, биология, информатика, физика, экономика, социология, психиатрия и психология. Бурный рост количества междисциплинарных исследований естественным образом способствует интеграции знания из различных областей, для чего сетевая парадигма весьма применима.

В социологии[править | править код]

Никлас Луман

В социологии была предпринята попытка описать общество как сетевую социальную систему. Так, Луман определяет общество как «операционно закрытую, самосозидающуюся систему», которая вбирает в себя все остальные системы, то есть все коммуникации[3].

В теории коммуникации[править | править код]

Процессы коммуникации могут рассматриваться как социальные процессы сети. Эту мысль содержит высказывание Лумана: «в каждой коммуникации, причем абсолютно независимо от ее конкретной тематики и от пространственной дистанции между участниками, подразумевается мировое общество»[4].

Бейтсон описывает коммуникативную систему как иерархию контекстов или «контексты контекстов». Каждый из них представляет собой замкнутую «сеть цепей прохождения сообщений»[5]. Эта замкнутость обеспечивается благодаря сети динамических процессов, действующих внутри данной сети, а также границей сети, которая активно строится и постоянно воссоздается самой сетью.

«Я считаю крайне важным наличие концептуальной схемы, которая будет заставлять нас видеть „сообщение“ (например, произведение искусства) одновременно и как внутренне структурированное, и как являющееся частью большего структурированного мира — культуры или какой-то еще ее части».

[6]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Архипов С. В. Диалогический принцип как форма системного мышления // Вестн. Волгогр. гос. ун-та.. — 2013. — № 1 (19). — С. 128—131. — ISSN 1998-9946.
  • Шаронова А.А. Кибернетическая эпистемология Г.Бейтсона // Аналитика культурологии. — 2008. — № 10.
  • Зеленкова Т. В. О сетевой парадигме в психологии // Методология и история психологии. — 2007. — Т. 2, вып. 3. — С. 18—28.
  • Аршинов В.И., Буданов В. Г. Системы и сети в контексте парадигмы сложности // Вопросы философии. — 2017. — № 1.
  • Бейтсон, Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемо- логии : пер. с англ.. — М.: Смысл, 2000. — 476 с.
  • Луман Н. Общество как социальная система. — М., 2004.