Семь вражеских наступлений — Википедия

И. Броз Тито в 1942 году

«Семь вражеских наступлений» (сербохорв. Sedam neprijateljskih ofanziva / Седам непријатељских офанзива) — термин, которым в ранней историографии Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) обозначались семь наиболее крупных военных операций вооружённых сил стран гитлеровской «оси» против партизан на территории Югославии в годы Второй мировой войны.

Автором термина считается Иосип Броз Тито. Интерпретация истории народно-освободительной войны в Югославии через призму «семи вражеских наступлений» выдвигала в центр событий партизанские соединения, состоявшие под непосредственным командованием Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ), подчёркивая роль Тито в борьбе с нацизмом.

В изложении Тито, все «наступательные действия противника» так или иначе превращались в партизанскую победу или имели следствием усиление народно-освободительного движения. Конструкция «семи наступлений» предопределяла тенденцию искажённого написания истории и вызывала недовольство в партийных и научных кругах страны. По этой причине первоначальное толкование этапов войны постепенно свелось к перечислению последовательности событий, дат и «вражеских наступлений». Сегодня следы титовского нарратива «семи вражеских наступлений» прослеживаются во многих исторических публикациях по теме Второй мировой войны в Югославии.

История возникновения термина[править | править код]

Происхождение термина «семи вражеских наступлений» приписывают И. Брозу Тито или его окружению и связывают со стремлением верховного главнокомандующего к периодизации военных событий. В то время, как в текстах 1941 и 1942 годов Тито чаще всего описывал развитие народно-освободительной войны по областям (землям) Югославии, в его речи на II сессии Антифашистского вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ) прежний ход войны был уже разделён на четыре этапа. Почти одновременно появился и термин «семи вражеских наступлений». Впервые он был озвучен летом 1943 года, но тогда ещё в формулировке «пяти наступлений». Так, в Бюллетене Верховного штаба НОАЮ в апреле 1943 года Битва на Неретве ещё обозначалась как «большое наступление противника», но уже в августовском выпуске «Бюллетеня» вступительная статья Тито называлась «Пятое вражеское наступление». Здесь Битва на Неретве была названа четвёртым наступлением, а на Сутьеске — пятым. Шестое и седьмое наступления описал генерал Aрсо Йованович в статьях, опубликованных в 1944 году сразу после этих операций[1].

Основное содержание событий[править | править код]

Первое наступление[править | править код]

Партизаны и четники ведут пленных немцев через Ужице, 1941 год

«Первым вражеским наступлением» называется общее наступление германских войск на освобождённую партизанами и четниками территорию в Западной Сербии и Шумадии с центром в городе Ужице в сентябре — декабре 1941 года. Оно включало ряд последовательных военных операций, объединённых единым замыслом. В историографии наиболее известной из них является операция «Ужице», cтавшая кульминацией, а по определению югославских историков — вторым (заключительным) этапом наступления, проводившимся в период с 25 ноября по 4 декабря 1941 года. В результате наступления немецкими войсками было подавлено восстание в Сербии, партизаны и четники потерпели поражение, понеся при этом большие потери, а на территории т. н. «Ужицкой республики» был восстановлен оккупационный режим. Боевые действия завершились отступлением оставшихся партизанских отрядов в Санджак, а затем в Восточную Боснию[2][3][4][5][6]. Bместе с тем югославский военный историк Младенко Цолич отмечал, что данное наступление было второй большой «вражеской операцией», проведённой в Югославии[4]. Первой была итальянская наступательная операция в Черногории, длившаяся с 18 июля до 15 августа 1941 года[7].

Второе наступление[править | править код]

Второе наступление включает немецкие антипартизанские операции «Юго-Восточная Хорватия» и «Озрен», известные в югославской историографии как «Романийско-Бирчанская» и «Вторая Озренская», проводимые совместно с усташско-домобранскими войсками Независимого государства Хорватия (НГХ) на территории Восточной Боснии против 1-й Пролетарской бригады и трёх партизанских отрядов во главе с Верховным штабом НОАЮ, а также Озренского партизанского отряда в период с 15 января по 3 февраля 1942 года. Операции закончились в целом безуспешно. Партизанам удалось избежать уничтожения или пленения, частично отступив за пределы района операции, а частично укрывшись в труднодоступной местности вдали от важных линий коммуникаций. Уклоняясь от столкновений с противником, 1-я Пролетарская ударная бригада совершила в зимнюю стужу легендарный ночной выход из окружения, известный как Игманский марш[8][9][10][11].

Бойцы 2-й Пролетарской бригады преодолевают мост через Неретву во время «четвертого вражеского наступления», 1943 год

Третье наступление[править | править код]

Третье наступление — это операции немецких, итальянских, усташско-домобранских и четнических войск против 1-й и 2-й Пролетарских бригад и отрядов Народно-освободительной партизанской и добровольческой армии Югославии, основными из которых был цикл операций под условным названием «Трио». Боевые действия проводились на территории Восточной Боснии, Санджака, Черногории и Герцеговины со второй половины апреля до середины июня 1942 года. Операция «Трио» стала первой совместной масштабной антипартизанской акцией немецких и итальянских войск. Наступление завершилось успехом войск стран «оси»: была занята освобождённая партизанами территория и нанесены значительные потери партизанским формированиям. Вместе с тем главная цель операции — уничтожение партизан и Верховного штаба — не была достигнута, и основные партизанские силы численностью около пяти тысяч человек отступили на Зеленгору[12][13].

Четвёртое наступление[править | править код]

Четвёртым наступлением обозначается цикл антипартизанских операций германских, итальянских и усташско-домобранских войск под условным названием «Вайс» (нем. Operationszyklus «Weiß»). События, связанные с четвёртым наступлением широко известны как Битва на Неретве. Боевые действия велись в январе — марте 1943 года на территории Боснии, и Герцеговины. Первая фаза цикла операций — «Вайс-1» — хотя и завершилась ликвидацией так называемой Бихачской республики, располагавшейся на территории Хорватии, однако заметных результатов в борьбе с партизанами не принесла. Во время второй фазы — операции «Вайс-2» — между партизанами и силами стран «оси», а также выступавшими на их стороне четниками, произошли ожесточённые бои в долине рек Рама и Неретва, вошедшие в историю также как «Битва за раненых». В результате главные силы партизан прорвались из окружения, нанеся тяжёлое военное и политическое поражение четникам, от которого они не смогли оправиться до конца войны[14][15][16].

Пятое наступление[править | править код]

Командир 1-й Пролетарской бригады Данило Лекич беседует с бойцами перед прорывом на Сутьеске, июнь 1943 года

Пятое наступление или операция «Шварц» в историографии широко известна как Битва на Сутьеске. Битва длилась с 15 мая по 15 июня 1943 года и стала самым масштабным и кровопролитным партизанским сражением Второй мировой войны в Европе. Партизанской группировке, несмотря на большие потери, удалось вырваться из окружения, сорвав тем самым немецкий план её уничтожения.

Шестое наступление[править | править код]

Шестое наступление — циклы наступательных операций немецких войск, которые проводились с сентября 1943 до февраля 1944 года с целью установления контроля над полосой Адриатического побережья, в Восточной Боснии и Западной Боснии, Санджаке и других регионах, занимаемых партизанами после капитуляции Италии. Иногда шестым наступлением называют масштабные зимние операции «Кугельблиц», «Шнештурм[sr]», «Вальдрауш» и др. Несмотря на ожесточённое сопротивление партизан, немецкие войска укрепили свои позиции в полосе побережья, вытеснили 2-й ударный и 3-й Боснийский корпуса НОАЮ за Дрину и Лим, что временно отсрочило угрозу их продвижения в Южную Сербию. В то же время им не удалось уничтожить ни одного крупного соединения партизан, радикально переломить ситуацию в свою пользу или устранить угрозу прорыва партизанских сил в Сербию[10][5][17][18].

Раненые партизаны после ожесточённых боев 4 августа 1944 года в ходе прорыва в Южную Сербию

Седьмое наступление[править | править код]

Седьмое наступление — термин, определяющий немецкие наступательные действия в период с начала апреля до конца июня 1944 года. Первым описал седьмое наступление начальник Верховного штаба НОАЮ Арсо Йованович. Он разделил его на три фазы. Первая охватывала сербско-македонский и словенско-истрийский оперативные секторы. Вторая включала немецкие операции в: а) Черногории, Санджаке, Герцеговине и Восточной Боснии (кратко дринско-зетский сектор); б) Лике, Бании, Кордуне, Загорье, Славонии и Среме (савско-купский сектор). Третья фаза наступления состоялась в Центральной и Западной Боснии и Далмации (краинско-динарский сектор), а началась она 25 мая немецким воздушным десантом на Верховный штаб НОАЮ в Дрваре. Эта операция представляла комбинированную воздушно-десантную и сухопутную наступательную операцию войск 2-й танковой армии вермахта под условным названием «Ход конём». Целью операции являлось уничтожение Верховного штаба НОАЮ, а также находившихся при нём учреждений народно-освободительного движения Югославии и союзных военных миссий. Несмотря на предпринимаемые немецким командованием меры в конечном итоге попытки ликвидации Верховного штаба и предотвращения прорыва крупных сил НОАЮ в Сербию не имели успеха[19][5][20].

Концепция термина, применение в историографии и критика[править | править код]

Интерпретация истории войны через призму «семи вражеских наступлений» выдвигала в центр событий партизанские соединения, состоявшие под непосредственным командованием Верховного штаба, и подчёркивала роль И. Броза Тито в борьбе с нацизмом. Тито описывал «вражеские наступления» на живом языке, особенно в статье «Борьба народов порабощённой Югославии»Перейти к разделу «#Ссылки». В его повествовании все «наступательные действия противника» так или иначе превратились в партизанскую победу. Противник либо нёс большие потери, либо ему не удавалось уничтожить партизанские отряды. Даже если партизаны отступали, то тем самым создавались условия для усиления народно-освободительного движения[1].

Разрушенный мост через Неретву (реконструкция)

Описывая битву на реке Неретве, Тито изложил трактовки и оценки, которые затем были закреплены в качестве официальных. Согласно его определениям, это была «величайшая битва за раненых, длившаяся 40 дней», состоявшаяся в «условиях, каких было мало в истории войн» и «завершилась разгромом врага». В изложении 1944 года он также описал «военный обман» с разрушением мостов через реку Неретва, который впоследствии стал одним из ключевых мифов войны, был реконструирован и экранизирован. Сражение на реке Неретве, очевидно, описать было намного легче, чем битву на Сутьеске. Она была представлена как «cамая славная эпопея нашей народно-освободительной войны» и «самое тяжёлое и кровавое сражение». В докладе на II сессии АВНОЮ он только отметил, что партизаны на Сутьеске понесли тяжёлые потери. В статье «Борьба народов порабощённой Югославии» Тито прошёлся по событиям на Сутьеске очень кратко — в отличие от четырёх страниц «четвёртого вражеского наступления» — всего шесть не слишком длинных предложений. Из них четыре были посвящены планам противника, а о самой битве сказано[1]:

«Началось пятое и самое ожесточённое сражение, из которого наши славные части, хотя и с огромными жертвами, снова вышли, нанеся огромный урон противнику. Международная общественность уже знает немного о пятом наступлении. Об этом ещё будет рассказано в будущем, поэтому я не стану это описывать здесь».

Точно так же Тито уклонился от темы «пятого наступления» в своём докладе на Пятом конгрессе Коммунистической партии Югославии (1948), сказав, что он не будет говорить о битве, «потому что это займет слишком много места и времени»[1].

В усечённом представлении истории войны в Югославии в соответствии с концепцией «семи наступлений» на первое место ставились события в Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине, в то время, как борьбе в других частях страны отводилась второстепенная роль и отражалась она в кратком повествовании. Конструкция «семи наступлений» быстро вошла в популярные публикации, учебники по истории и учебные курсы. Вместе с тем ещё в 1940-х и особенно в 1950-х годах, когда появилось много военных мемуаров, такое истолкование истории стало предметом частых жалоб и недовольства, как со стороны высших партийных чиновников, так и представителей органов образования, так как оно отодвигало в тень многие процессы и события войны в разных землях Югославии. В связи с этим трактование «семи наступлений» постепенно свелось к сухому перечислению последовательности событий, дат и «вражеских наступлений»[1].

Сегодня следы титовского нарратива «семи вражеских наступлений» прослеживаются во многих описаниях, терминах и оценках, которые сознательно или бессознательно авторы включают в свои тексты. Характерным примером является сербский учебник истории издания 2005 года[К 1], где рассказ о войне до сих пор структурирован по порядку «вражеских наступлений», только вместо порядковых определяющих слов используются немецкие условные названия (операция «Вайс», «Шварц» и т. д.)[21].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

Комментарии
  1. RAJIĆ Suzana; NIKOLIĆ Kosta; JOVANOVIĆ Nebojša. Istorija za 8. razred osnovne škole — Beograd: 2005.
Источники
  1. 1 2 3 4 5 Koren, 2013, s. 209—210.
  2. Югославия в XX веке, 2011, с. 419.
  3. Oslobodilački rat, 1957, s. 109—121.
  4. 1 2 Colić, 1988, s. 31—37.
  5. 1 2 3 Trifković, 2016.
  6. Schmider, 2002, S. 64—81.
  7. Colić, 1988, s. 28.
  8. Colić, 1988, s. 41—46.
  9. Brajović et al., 1964.
  10. 1 2 Istoriski atlas, 1952.
  11. Schmider, 2002, S. 108—114.
  12. Colić, 1988, с. 49—55.
  13. Oslobodilački rat, 1957, s. 199—211.
  14. Colić, 1988, s. 90—98.
  15. Colić, 1988, s. 98—108.
  16. Schmider, 2002, S. 206—207.
  17. Colić, 1988, s. 156—162.
  18. История Югославии, 1963, с. 224.
  19. Јвановић, 1944, s. 23.
  20. Югославия в XX веке, 2011, с. 489.
  21. Koren, 2013, s. 225.

Литература[править | править код]

  • История Югославии. — Москва: Издательство АН СССР, 1963. — Т. 2. — 430 с.
  • Югославия в XX веке. Очерки политической истории. — Москва: Индрик, 2011. — 888 с. — ISBN 978-5-91674-121-6.
  • Colić, Mladenko. Pregled operacija na jugoslovenskom ratištu: 1941—1945. — Beograd: Vojnoistorijski Institut, 1988. — 493 с.
  • Brajović, Petar; Andrič, Milan. Hronologija oslobodilačke borbe naroda Jugoslavije, 1941—1945 (сербохорв.). — Beograd: Vojnoistorijski institut, 1964.
  • Istorijski atlas oslobodilackog rata naroda Jugoslavije, 1941-1945. — Beograd: Vojnoistorijski institut, 1952.
  • Јвановић, Арсо. Шеста и седма непријатељска офанзива. — Нови Сад: Издање «Слободне Војводине», 1944.
  • Schmider, Klaus. Partisanenkrieg in Jugoslawien 1941-1944. — Hamburg • Berlin • Bonn: Verlag E.S. Mittler & Sohn GmbH, 2002. — ISBN 3-8132-0794-3.
  • Oslobodilački rat naroda Jugoslavije 1941-1945. — Beograd: Vojni istorijski institut JNA, 1957. — Т. 1. — 694 с.
  • Koren Snježana. Drugi svjetski rat u člancima i govorima Josipa Broza Tita (1940.—1948.) // Roksandić Drago; Cvijović Javorina Ivana. Intelektualci i rat 1939.-1947 : zbornik radova s međunarodnog skupa Desničini susreti 2012 / dio.1. : сборник. — Загреб: FF press — Filozofski fakultet, 2013. — Т. 1. — ISBN 978-953-175-483-5.
  • Trifković, Gaj. Od «bandita» do „Jugoslovenske armije“: partizanski rat 1941–1945 (серб.) // YU Historija : сайт. — Helsinski odbor za ljudska prava u Srbiji, 2016.

Ссылки[править | править код]