Орех маньчжурский — Википедия

Орех маньчжурский
Орех маньчжурский в Арборетуме Робера Ленуара в Рандё (Бельгия). Обхват на высоте 1 м от земли  — 285 см (в 2007 году)
Орех маньчжурский
в Арборетуме Робера Ленуара в Рандё (Бельгия).
Обхват на высоте 1 м от земли
 — 285 см (в 2007 году)
Научная классификация
Царство:
Клада:
Клада:
Клада:
Порядок:
Семейство:
Род:
Вид:
Орех маньчжурский
Международное научное название
Juglans mandshurica Maxim. (1856)
Синонимы

Оре́х маньчжу́рский[2], или Орех думбе́йский[3] (лат. Júglans mandshúrica[4]), — вид листопадных однодомных деревьев или кустарников рода Орех семейства Ореховые (Juglandaceae).

Ботаническое описание[править | править код]

Высота растений достигает 25—28 м. Ствол ровный, прямой, с раскидистой или широкоокруглой ажурной кроной, напоминающей крону некоторых видов пальм. Диаметр ствола достигает 60—75 см, иногда — 100 см[5]. Кора тёмно-серая, побеги опушённые, желтовато-коричневые.

Корневая система мощная, с глубоким стержневым и хорошо развитыми, неглубоко залегающими боковыми корнями[6].

Листья на черешках длиной 5—23 см, очерёдные, сложные, непарноперистые, длиной до 40—90 см (реже до 125 см), с 7—19 продолговато-эллиптическими пильчатыми листочками размером 6—17 см в длину и 2—7 см в ширину. Листовая пластинка зубчатая, редко мелкозубчатая, вершина её заострённая, абаксиальная (нижняя) сторона опушённая.

Цветки мелкие, однополые, появляются одновременно с распусканием листьев. Тычиночные цветки в длинных повисающих серёжках, пестичные — по 3—10 на концах побегов. Цветёт в апреле — мае.

Плоды костянковидные овальные, напоминают грецкий орех, но мельче (3—7,5 см) и имеют очень толстую зелёную или буроватую скорлупу. Ядро семени маслянистое, по массе составляет 15—19 % от массы эндокарпа, извлекается с трудом, съедобно[7]. Плоды созревают в августе — октябре и быстро опадают на землю целиком с раскрывшемся околоплодником. Околоплодник зелёный, при созревании буреющий, сильно опушённый, легко отделяющийся от ореха, липкий от желёзистых волосков. Дерево вступает в пору плодоношения в возрасте четырёх — восьми лет (в культуре — в 12—15 лет).

Число хромосом 2n = 32[8].

Живёт до 250 лет. До 80—90 лет растёт быстро, затем рост приостанавливается.

Слева направо: пестичные цветки, плоды (иллюстрация из работы К. И. Максимовича Diagnoses des nouvelles plantes du Japon et de la Mandjourie, 1873), плоды в околоплодниках и листья, часть листа

Распространение[править | править код]

Восточные хребты Сино-Тибетских гор

Естественный ареал вида: Дальний Восток России (Приморье и Приамурье), Китай, Тайвань, а также Корейский полуостров.

Название Juglans cathayensis Dode было включено в синонимику ореха маньчжурского, в связи с чем ареал последнего был расширен до субтропиков Китая[8]. Юго-западная граница ареала огибает по восточным хребтам внутренние районы Сино-Тибетских гор. Местообитания ореха маньчжурского вновь появляются на юго-западе этой горной системы, достигая восточного склона хребта Гаолигуншань[9][10]. Северная граница ареала ореха маньчжурского примерно соответствует южной границе естественного ареала сосны обыкновенной, проходя, в том числе, по окрестностям Благовещенска и Троицкого[11].

Области исконного произрастания маньчжурского и грецкого орехов пересекаются или, напротив, не пересекаются друг с другом из-за спорности естественного ареала грецкого ореха к востоку от Тянь-Шаня и Гималаев[12][13][14].

Экология[править | править код]

Долина реки Бикин

Растёт в смешанных и лиственных лесах по долинам рек и ручьёв. Реже встречается на горных склонах, взбираясь до высоты 550 м над уровнем моря в России и 2800 м в Китае[5][8].

В долинах горных рек орех маньчжурский образует древостои с собственным преобладанием или распространён в лесах, состоящих из корейского кедра, пихты цельнолистной, видов ясеня, вяза японского, лапины (Pterocarya macroptera), багрянника японского, тетрацентрона китайского и давидии. К сопутствующим деревьям относятся виды липы, берёзы и тополя, конский каштан (Aesculus chinensis), калопанакс, бархат амурский и тетрадиум Даниэля, эуптелея многосемянная и лещина китайская. Лесам присущи теневыносливые виды клёна, сливы (черёмухи), граба и кизил спорный. Помимо них растут магнолия Шпренгера, катальпа Бунге, сирень амурская, конфетное дерево, дзельква пильчатая, маакия амурская и кладрастис китайский. В просветах попадаются яблони с мелкими плодами (маньчжурская, хубэйская) и груша уссурийская. Подлесок в долинах сложен лещиной, элеутерококком, жимолостью, калиной и линдерой туполопастной. Кроме того, встречаются гортензия шершавая, чубушник тонколистный, декенея, мелиосма, клекачка и бузина. Травяной покров состоит из папоротников, крапивных, ариземы, бегонии (Begonia grandis), триллиума, осоки, недотроги, кислицы и других растений. Некоторые травы достигают человеческого роста, например собранный в ореховых лесах кардиокринум гигантский. Леса превращают в дремучие чащи вьющиеся по деревьям виноград, лимонник, актинидия, кирказон маньчжурский, хольбелия и древогубец, а тладианта сомнительная, выйдя за их пределы, становится злостным сорняком[15][16][17][18][19].

В сосново-дубовых лесах солнечных склонов Циньлина малочисленные орехи делят экологические ниши с лаковым деревом, шелковицей белой, туной китайской и каштаном Сегю. Пространственные ассоциации в этих лесах выражаются так: (Quercus aliena + сосна Армана) − сосна китайская. Сосна Армана близка к корейскому кедру[20][21]. Единичные экземпляры ореха видели на крутых склонах Дабашаня, рядом с покрытыми самшитом известняковыми скалами, где они примешивались к туе, торрее, вечнозелёным дубам (Quercus oxyodon…), буку Энглера и грабу[22].

Орехи — ценный корм для диких кабанов, белогрудых медведей, белок и других зверей[23]. Пятнистые олени едят сочные листья этого вида деревьев[24][2][25].

Зимостоек, переносит морозы по крайней мере до −45 °С (например, удовлетворительно растёт на юге Красноярского края[26], в Кузбассе, на Алтае, а также на территории Северной Америки — в Эдмонтоне, Альберта, Канада). Однако в средней полосе России молодые побеги могут серьёзно страдать от весенних заморозков. Хотя в московском лесопарке «Серебряный бор» больше 30 лет прекрасно растут десятки деревьев, успешно саморазмножаясь, в чём заслуга местных белок. В случае их вымерзания новые побеги возобновляют рост из спящих почек в середине июня. Светолюбив, но может расти и в тени. Предпочитает плодородные увлажнённые, рыхлые почвы, чувствителен к недостатку почвенной и атмосферной влаги.

По данным Л. В. Любарского и Л. Н. Васильевой, на орехе маньчжурском найдены следующие дереворазрушающие грибы: трутовик серно-жёлтый, трутовик ложный, пеллопорус скаурус, трутовик чешуйчатый, лейкофеллинус ирпексовидный, чешуйчатка золотистая, чешуйчатка промежуточная[27].

Значение и применение[править | править код]

Древесина[править | править код]

Спил маньчжурского ореха

Ядровая, с серовато-жёлтой заболонью и серо-коричневым ядром, с отчётливо заметными годичными слоями, очень узкими сердцевинными лучами и красивой текстурой. Обладает средней прочностью и твёрдостью. В сухом состоянии сравнительно лёгкая (объёмная масса — около 0,6), хорошо сушится, легко колется, отлично обрабатывается и полируется[23]. Сходна с древесиной бархата амурского и кедра, но уступает древесине ореха грецкого и черного, несколько превосходит древесину ореха серого[7]. Используется для изготовление мебели, столярных изделий, ценной фанеры и облицовочного шпона, деталей музыкальных инструментов, прикладов — (лож) охотничьих ружей, токарных и резных изделий. Капов орех маньчжурский не образует, но в прикорневой части и корнях его древесина обладает причудливой свилеватостью слоёв и пригодна для токарных и резных поделок — изящных шкатулок, письменных приборов, портсигаров и различных сувениров[23][7].

Основные пороки древесины — гниль, заросшие сучья и трещины от морозобоин. Гниль чаще вызывается ложным трутовиком и распространяется обычно только в пределах кроны, а остальная часть ствола остаётся здоровой. Трещины бывают в основном в нижней части ствола[23].

Скорлупа, орех, оболочка, ядро[править | править код]

Расколотый орех

Кора, листья и мясистые оболочки плодов содержат около 14 % таннидов, а оболочки и молодые листья, кроме того, — эфирное масло, гумми, спирты и другие вещества. Из оболочек плодов можно получать стойкий тёмно-коричневый краситель для окрашивания тканей и протравливания берёзовой и другой светлой древесины перед лакировкой. Листья, подобно нафталину, предохраняют меховые и шерстяные изделия от моли. Твёрдая скорлупа ореха пригодна для изготовления чёрной краски и туши. Весенний сок дерева содержит 2—3 % сахара, ядра орехов — до 55 % масла[28], около 20 % белка, свыше 15 % углеводов и витамины. По питательности и вкусовым качествам они не уступают грецкому ореху. Их используют для кондитерских изделий и употребляют в пищу в свежем виде. Из незрелых плодов, после их длительного вымачивания, можно готовить варенье[23].

Благодаря полезным свойствам маньчжурский орех используется в народной медицине[29].

Другое применение[править | править код]

Орех маньчжурский — декоративная и ценная мелиоративная порода. Его следует использовать для аллейных и групповых посадок в парках, садах и на бульварах, а также при овраго- и берегоукрепительных и горнооблесительных работах, в полезащитных и придорожных полосах. Может расти почти повсеместно южнее линии Советская Гавань — Комсомольск-на-Амуре — Иркутск — Красноярск — Новосибирск — Тюмень — Екатеринбург — Санкт-Петербург.

Пыльценос. Хорошо посещается пчёлами. Однако если в радиусе продуктивности лёта пчёл растут другие медоносные растения, посещаемость резко сокращается[30].

Поедается скотом очень плохо. Отмечено, что при поедании скотом удои снижаются и даже прекращаются, а мясо приобретает неприятный запах[2].

Таксономия[править | править код]

Синонимы[8]:

Примечания[править | править код]

  1. Синонимы: Juglans mandshurica. www.plantarium.ru. Дата обращения: 20 сентября 2022. Архивировано 20 сентября 2022 года.
  2. 1 2 3 Работнов, 1951, с. 31.
  3. Вульф Е. В., Малеева О. Ф. Мировые ресурсы полезных растений. — Л.: Наука, 1969. Архивировано 13 февраля 2009 года. Проверено 23 ноября 2008 г.
  4. Иногда пишется mandschurica
  5. 1 2 Ботанический сад-институт ДВО РАН. Дата обращения: 16 августа 2017. Архивировано 16 августа 2017 года.
  6. Усенко, 1984, с. 66.
  7. 1 2 3 Щепотьев и др., 1985, с. 175.
  8. 1 2 3 4 eFloras. Flora of China (англ.). Дата обращения: 17 июня 2008. Архивировано 20 октября 2012 года.
  9. The Biodiversity of the Hengduan Mountains: Juglans mandshurica Maximowicz.
  10. He, Long-Yuan; Tang, Cindy Q.; Wu, Zhao-Lu; Wang, Huan-Chong; Ohsawa, Masahiko; Yan, Kai. Forest structure and regeneration of the Tertiary relict Taiwania cryptomerioides in the Gaoligong Mountains, Yunnan, southwestern China (англ.) // Phytocoenologia. — 2015. — Vol. 45, no. 1-2. — P. 135—155. Архивировано 9 июля 2022 года.
  11. Ботанический сад-институт ДВО РАН. Карты ареалов ореха маньчжурского Архивная копия от 16 августа 2017 на Wayback Machine и сосны обыкновенной Архивная копия от 16 августа 2017 на Wayback Machine.
  12. Feng X., Zhou H., Zulfiqar S., Luo X., Hu Y., Feng L., Malvolti ME., Woeste K. and Zhao P. The Phytogeographic History of Common Walnut in China. (англ.) // Frontiers in Plant Science. — 2018. Архивировано 27 ноября 2022 года.
  13. Pollegioni P., Woeste K., Chiocchini F., Del Lungo S., Ciolfi M., Olimpieri I., et al. Rethinking the history of common walnut (Juglans regia L.) in Europe: Its origins and human interactions (англ.) // PLoS ONE. — 2017. — Vol. 12, no. 3. Архивировано 9 июля 2022 года.
  14. Pandey K. P. , Adhikari Y. P., Weber M. Structure, composition and diversity of forest along the altitudinal gradient in the Himalayas, Nepal (англ.) // Applied Ecology and Environmental Research. — 2016. — Vol. 14, no. 2. — P. 235—251. — ISSN 1589-1623. Архивировано 6 июля 2021 года.
  15. Krestov Pavel V., Song Jong-Suk, Nakamura Yukito, Verkholat Valentina P. A phytosociological survey of the deciduous temperate forests of mainland Northeast Asia. (англ.) // Phytocoenologia. — 2006. — Vol. 36, no. 1. — P. 77—150. — ISSN 0340-269X. Архивировано 5 июля 2020 года.
  16. Jirí Kolbek, Miroslav Srutek, Elgene E. O. Box. Forest Vegetation of Northeast Asia (англ.). — Springer, 2003. — P. 464. — ISBN 978-90-481-6312-0. Архивировано 14 апреля 2022 года.
  17. Chunling Dai. Waldvegetation und Standort Grundlage für eine standortsangepasste Baumartenwahl in naturnahen Wäldern der Montanstufe im westlichen Qinling Gebirge, Gansu Provinz, China. (англ.) // Freiburg im Breisgau. — 2013. — P. 223 (39—44, 183—188). Архивировано 9 июля 2020 года.
  18. Henrik Sjöman, Anders Busse Nielsen, Stephan Pauleit, and Mats Olsson. Habitat Studies Identifying Potential Trees for Urban Paved Environments: A Case Study from Qinling Mt., China (англ.) // Arboriculture & Urban Forestry. — 2010. — Vol. 36, no. 6. — P. 261—271. Архивировано 25 апреля 2022 года.
  19. The Biodiversity of the Hengduan Mountains: Locality 5061, Locality 7560, Locality 5074, Locality 5060.
  20. Yu Fei1, Wang De-xiang1, Shi Xiao-xiao, Yi Xian-feng, Huang Qing-ping, Hu You-ning. Effects of Environmental Factors on Tree Seedling Regeneration in a Pine-oak Mixed Forest in the Qinling Mountains, China (англ.) // Journal of Mountain Science. — 2013. — Vol. 10, no. 5. — P. 845—853 (Table 2). — ISSN 1672-6316. Архивировано 6 июля 2021 года.
  21. Haibin Kang, Yuying Zheng, Shutong Liu, Zongzheng Chai, Mingjie Chang, Youning Hu, Gang Li & Dexiang Wang. Population structure and spatial pattern of predominant tree species in a pine–oak mosaic mixed forest in the Qinling Mountains, China (англ.) // Journal of Plant Interactions. — 2017. — Vol. 12, no. 1. — P. 78—86 (Table 1). — ISSN 1742-9153. Архивировано 14 апреля 2022 года.
  22. Tang CQ, Yang Y, Ohsawa M, Momohara A, Yi S-R, Robertson K, et al. Community Structure and Survival of Tertiary Relict Thuja sutchuenensis (Cupressaceae) in the Subtropical Daba Mountains, Southwestern China (англ.) // PLoS ONE. — 2015. — Vol. 10, no. 4. — P. (S1 Table). Архивировано 8 ноября 2020 года.
  23. 1 2 3 4 5 Усенко, 1984, с. 68.
  24. Венлянд О. В. Кормовые растения дикого пятнистого оленя // Вестник Дальневосточного филиала АН СССР : журнал. — 1938. — № 28 (1).
  25. Определитель вместимости среды обитания копытных животных Дальнего Востока Архивная копия от 14 сентября 2021 на Wayback Machine ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН.
  26. Маньчжурский орех. Дата обращения: 27 июня 2012. Архивировано 3 октября 2016 года.
  27. Любарский Л. В., Васильева Л. Н. Дереворазрушающие грибы Дальнего Востока. — Новосибирск: Наука, 1975. — С. 111, 120, 135, 138, 141, 146, 147. — 163 с. — 1600 экз. Архивировано 29 июля 2021 года.
  28. Работнов, 1951, с. 32: «ядро содержит до 52 % жира».
  29. Маньчжурский орех вместо грецкого — Сады Сибири. sadisibiri.ru. Дата обращения: 1 февраля 2017. Архивировано 1 февраля 2017 года.
  30. Прогунков В. В. Ресурсы медоносных растений юга Дальнего Востока. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1988. — С. 41. — 228 с. — 5000 экз.

Литература[править | править код]

  • Работнов Т. А. Кормовые растения сенокосов и пастбищ СССР : в 3 т. / под ред. И. В. Ларина. — М. ; Л. : Сельхозгиз, 1951. — Т. 2 : Двудольные (Хлорантовые — Бобовые). — С. 31—32. — 948 с. — 10 000 экз.
  • Усенко Н. В. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока. — Хабаровское книжное издательство, 1984. — С. 66—68. — 272 с.
  • Щепотьев Ф. Л., Рихтер А. А., Павленко Ф. А., Молотков П. И., Кравченко В. И., Ирошников А. И. Каштан Съедобный // Орехоплодные лесные и садовые культуры / Огородникова Л. М.. — Москва: Агропромиздат, 1985. — С. 174—179. — 233 с. — 10 000 экз.

Ссылки[править | править код]