Образ (философия) — Википедия

Образ — форма репрезентации чего-либо. В философии образ обладает множеством частных смыслов в зависимости от особенностей того или иного философского учения.

История понятия[править | править код]

Русское слово «образ» (ср. нем. Bild) происходит от глагола «образовывать» (ср. нем. Bildung: образование) или «создавать», поэтому оно имеет значение единицы содержания и его аналогом могут выступать такие категории древнегреческой философии как идея, эйдос, форма или гештальт из немецкой традиции. Эта традиция толкования переходит и в средневековую религиозную философию, где образ Бога (лат. imaginem Dei; нем. Bilde Gottes;Быт. 1:27) выступает как проекция той сущности, которая составляет существо человека. В новоевропейской философии образ (англ. Image) приобретает гносеологическое измерение и приобретает значение единицы опыта как элемент воображения. В Повести временных лет часто говорится об образе как синониме несобственного внешнего вида или облика: «во образѣ медвѣжьи», «вь образѣ Федосьевѣ», «вь образѣ Исусъ Христовѣ» или «образѣ звѣриномъ», причем понятие образа (который является) сближается с понятием видения и феномена.

Образ и идея[править | править код]

В Критике способности суждения Кант описывает образы искусства (Gestalten) как выражение в пространстве эстетических идей. В этом отношении идея выступает как прообраз (Urbild), а её выражение именуется Nachbild[1]

Образ и вещь[править | править код]

Русский философ Николай Бердяев противопоставлял образ и вещь[2]. Либо образ формируется на основе вещи, либо образ становится основой для создания вещи (как первообраз, прототип или архетип, нем. Urbild) — в любом случае между образом и вещью устанавливается отношение изоморфизма. Своеобразие образа заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное и не существует сам по себе вне отношения к вещи (в противном случае он превращается в фетиш[3]), однако образ объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает вещь. Но образ объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче своей копии.

Образ и символ[править | править код]

Гегель полагал, что образ является неотъемлемым компонентом символа. Вторым компонентом является смысл. Отсюда образ — выражение смысла[4].

Сходной позиции придерживался С. С. Аверинцев:

Всякий Символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, Символ); но категория Символ указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного[5]

Образ и изображение[править | править код]

Поскольку существуют «визуальные образы», то само понятие образа не подразумевает его зримости. Изображение и образ не совпадают, мы можем уничтожить изображение, но это невозможно сделать с образом, который может по-прежнему нас воодушевлять или угнетать.

Классификация[править | править код]

А. Менегетти выделяет несколько уровней образа:

  1. Чувственно-видимый
  2. Психологический
  3. Фантазия
  4. Метафизический

Примечания[править | править код]

  1. Кант. Критика способности суждения. § 51. Дата обращения: 6 июня 2012. Архивировано 13 апреля 2013 года.
  2. Опыт эсхатологической метафизики. Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано 27 декабря 2013 года.
  3. Православная икона как образ и символ. Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из оригинала 1 июня 2012 года.
  4. Гегель. Курс эстетики или наука изящного / пер. Модестова, 1859. — С.-6. Дата обращения: 29 мая 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
  5. Аверинцев С. С. Символ

Исследования[править | править код]

Ссылки[править | править код]