Кербога — Википедия

Кербога
Осада Антиохии Кербогой. BNF, Fr. 22495, fol. 50v
Осада Антиохии Кербогой.
BNF, Fr. 22495, fol. 50v

Рождение XI век
Смерть 1102
Отношение к религии ислам
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Абу Саид Кивам аль-Даула Кербога бин Абдулла аль-Джалали (араб. كربغا‎, тур. Kürboğa; ум. 1102) — сельджукский военачальник атабек Мосула в 1096—1102 годах.

Кербога поддержал после смерти 19 ноября 1092 года великого сельджукского султана Мелик-шаха его жену Туркан-хатун, которая хотела возвести на престол своего пятилетнего сына Махмуда, против другой жены Мелик-шаха, Зубайды-хатун[en] и ее сына Баркиярука. После смерти Туркан-хатун и Махмуда Кербога перешёл к Баркияруку и поддержал его в борьбе против Тутуша, но попал в плен. После гибели Тутуша в феврале 1095 года Кербога был освобождён его сыном Рыдваном[en].

Баркиярук назначил Кербогу вали Мосула. В этой должности он выступил с армией против крестоносцев, осадивших Антиохию. Он прибыл после того, как крестоносцы захватили город и осадил их, но проиграл в битве.

В борьбе за престол между султаном Баркияруком и его братом Мухаммедом Тапаром Кербога был на стороне Баркиярука.

В 1102 году Баркиярук послал Кербогу против восставшего в Азербайджане сельджукида Мавдуда бен Исмаил, но в походе Кербога заболел и умер.

Биография[править | править код]

Кербога — «отважный бык, жеребец»[1]. Слово Кер означает храбрый, непоколебимый, очень отважный, буйный, вспыльчивый и упрямый, согласно Кашгарлы Мехмеду[2].

Туркан-хатун[править | править код]

Источники впервые упоминает Кербогу в связи с борьбой за престол, начавшейся в Государстве Великих Сельджуков после смерти 19 ноября 1092 года султана Мелик-шаха. Одна из его вдов, Туркан-хатун, хотела возвести на престол своего пятилетнего сына Махмуда[2]. Сын другой вдовы Мелик-шаха, Зубайды-хатун[en], Баркиярук, тоже был претендентом на престол[3].

Туркан обратилась к сельджукиду Кутбеддину Исмаилу ибн Якути, вали Азербайджана, брату Зубайды, с предложением стать её мужем и помочь её сыну утвердиться на престоле, используя родство с Баркияруком[1][4]. Исмаил принял предложение, Туркан-хатун также послала Кербогу и некоторых других эмиров на помощь ему с большой армией[1][5], Кербога возглавил часть войск Исмаила. Однако планы Туркан-хатун были сорваны сторонниками убитого Низам аль-Мулька, которые разграбили склады оружия визиря и поддержали Баркиярука[2][3][5][6]. В январе 1093 года между Исфаханом и Кереджем армия Баркиярука разбила войско Туркан[7]. Исмаил укрылся с Туркан в Исфахане, где военачальники выступили против женитьбы Исмаила на Туркан-хатун[4][6]. Баркиярук отправился в Багдад и халиф объявил его султаном[1][5]. После поражения часть сторонников Туркан перешла на сторону Баркиярука[8], который осадил Исфахан[3]. Вступив в переговоры, Туркан согласилась признать Баркиярука султаном и выторговала своему сыну Исфахан и Фарс в качестве икта[8]. В Рее султаном был Баркиярук, а в Исфахане султаном оставался Махмуд при регентстве Туркан[2][3][5][6]. По приказу Баркиярука его дядя Исмаил был убит. Туркан-хатун в поисках нового союзника пробовала связаться ещё с одним сельджукским принцем, Тутушем, но в сентябре — октябре 1094 года она умерла, а через месяц умер Махмуд[6].

Тутуш[править | править код]

Узнав о смерти Мелик-шаха, Тутуш призвал в свою армию эмира Бузана и вали Алеппо Ак-Сункура. Ак-Сункур не мог отказать и согласился, чтобы в Алеппо читали хутбу от имени Тутуша[9][10][11]. В феврале-марте 1093 года Тутуш начал поход против Баркиярука. Бузан и Ак-Сункур следовали за ним, но на равнине у Эрбиля, встретив армию Баркиярука, оба эмира ночью тайно перешли на его сторону. Тутуш был вынужден отступить и вернуться в Дамаск в декабре 1093/январе 1094 года[9][10][12].

Ак-Сункур вернулся в Алеппо, в апреле-мае 1094 года Тутуш двинулся на него, намереваясь наказать эмира за предательство. Ак-Сункур обратился к Баркияруку, который послал на помощь Бузана, эмира Рахбе Юсуфа бен Абак и эмира Мосула Кербогу[9][13].

Не дождавшись их прихода, 27 мая 1094 года на берегу реки Себ близ Тель-Султана в 35 км от Алеппо Ак-Сункур сразился с Тутушем[14][15][16]. По словам Ибн аль-Адима[en], Тутуш первым перешёл реку и выступил на битву с Ак-Сункуром, тогда как Бузан и Кербога с войсками не могли возможности переправиться и напасть на Тутуша. После выступления Тутуша «не прошло и мгновения, как Бузан и Кербога бежали в сторону Халеба»[14][16][9]. Ак-Сункур попал в плен и Тутуш казнил его[17]. Бузан и Кербога укрылись в Алеппо. Уже 29 мая 1094 года Тутуш занял Алеппо и пленил их[14]. Бузан был казнен[9], Кербога остался в плену[1][5].

Чтобы привлечь на свою сторону тестя Кербоги, эмира Унера, Тутуш сохранил Кербоге жизнь и заключил его вместе с его братом Алтунташем сначала в Алеппо, а затем в Химсе[14][5].

После гибели Тутуша в феврале 1095 года Кербога был освобождён его сыном Рыдваном[en] по просьбе султана Баркиярука[14][5]. и вместе со своим братом Алтунташем собрал отряд и занял Харран. Мухаммед бен Муслим бен Курейша, правитель Насибина, обратился к нему за помощью против своего брата Али, которого Тутуш назначил правителем Мосула. Кербога заключил союз с Мухаммедом, но после того, как захватил Насибин, приказал убить его, а тело бросить в Тигр. Затем Кербога осадил Али в Мосуле[1][5]. Он поставил своего брата Алтунташа восточнее Мосула, а сам остался в деревне Бахлафа, недалеко от города. Али обратился за помощью к хакиму Джезират Ибн Умара Джекермышу, который пришёл с войском, но потерпел поражение от Алтунташа и вернулся в свой город[18]. Кербоге удалось привлечь Джекермыша на свою сторону, и они продолжили осаду Мосула вместе. В городе закончилось продовольствие. Али покинул город и укрылся у эмира Хиллы Садаки. В октябре-ноябре 1096 года после 9-месячной осады Кербога взял город под свой контроль. Алтунташ арестовал городскую знать и конфисковал их имущество. Кербогу разгневало то, что брат поступил против инструкций Кербоги, и на третий день их въезда в Мосул он казнил Алтунташа. По словам мосульского хрониста Ибн аль-Асира, народ был освобождён от тирании Алтунташа, а Кербога завоевал любовь населения[19][1][5].

Таким образом в 1096 году Кербога стал правителем Мосула и начал управлять городом при султане Баркияруке. Через короткое время он захватил Рахбе. Кербога позаботился об Имадеддине Занги, сыне Ак-Сункура[5]. Занги в это время было около 10—12 лет[20]. Согласно Ибн аль-Асиру и Ибн Василю, однажды к Кербоге приехали туркмены из Алеппо. Кербога узнал, что это туркмены Ак-Сункура, с которыми он воевал против Тутуша. Они сообщили ему, среди прочего, что сын Ак-Сункура Занги всё ещё находится в Алеппо. Кербога сказал: «Он сын моего брата по оружию», приказав привезти мальчика к нему в Мосул[21]. Кербога взял его под свою защиту[20][22] и лично занимался его воспитанием[5].

Антиохия[править | править код]

В 1098 году крестоносцы осадили Антиохию. Вали города эмир Ягисиян попросил помощи у султана и тот послал Кербогу с армией[5]. По словам турецкого историка А. Озайдина, в исламских хрониках или документах он не нашёл подтверждений, что Кербога действовал по приказу аббасидского халифа Аль-Мустазхира Биллаха или Великого сельджукского султана. Бар-Эбрей утверждал, что армию отправил султан Баркиярук[23].

В начале мая 1098 года Кербога выступил из Мосула[24]. В Антиохию вели два пути: первый — через Синджар и Алеппо, и второй — через Нусайбин и Эдессу. Враждуя с эмиром Алеппо Рыдваном, Кербога не рискнул выбрать первый и направился в сторону Мардина, где была назначена встреча всех эмиров, согласившихся принять участие в походе. Хронисты называли разное число его союзников: Дукак и Тугтекин из Дамаска, Арсланташ из Синджара, Караджа из Харрана, Балдук из Самосаты, Джанах-ад-Даула из Хомса, Артукид Сукман, Вассаб ибн-Махмуд, сыновья Ягисияна Шамседдин и Мухаммед. И христианские, и мусульманские хронисты единогласно называют армию огромной, бесчисленной[25].

Прежде чем отправиться в Антиохию, Кербога осадил стоявшую на пути Эдессу[5], не желая оставлять её в тылу[24]. Но он не только не смог захватить Эдессу, но и потерял три недели времени с 4 по 25 мая 1098 года[5]. Получив новость о приближении войска Кербоги и оценив размер объединённого войска эмиров, лидеры крестоносцев поняли, что с прибытием Кербоги на помощь Ягисияну их шансы на захват Антиохии будут практически равны нулю. Осада Кербогой Эдессы дала им передышку[24]. В этот период крестоносцы хитростью захватили Антиохию. 25 мая Кербога отказался от осады Эдессы[5][24].

Крестоносцы обеспечили защиту от подходящей армии Кербоги, распределив участки стены между отрядами[26]. 4 или 5 июня передовой отряд Кербоги подошёл к железному мосту и наткнулся на крестоносцев в сторожевых башнях моста. Весь гарнизон сторожевых башен был уничтожен, а командира пленили и заковали в цепи. Основная армия подошла лишь на следующий день[27].

Лагерь Кербоги, согласно Дж. Франсу, предположительно был севернее города по течению Оронта. Но после на небольшое время армия обосновалась в горах недалеко от Цитадели[27]. Шемседдин из Цитадели отправил к Кербоге посланника, прося о помощи. Но Кербога не желал помогать Шемеддину отстаивать наследство отца[26]. Интерес Кербоги состоял в присвоении города, потому он настоял на том, чтобы гарнизоном Цитадели командовал его человек. Тщетно сын Ягисияна просил разрешения сохранить командование хотя бы до освобождения города — он был вынужден передать крепость и всё, что в ней было, доверенному лицу Кербоги Ахмеду ибн Мервану[5][26].

Битва за Антиохию. BNF. Français 5594, fol.37v

В начале июня происходили бои у различных ворот города. И крестоносцы, и Кербога понимали важность контроля над воротами Св. Павла и Св. Симеона. Но основные бои в начале осады происходили в районе Цитадели. Уже 8 июня Кербога поднялся с армией в горы и перенёс туда свой лагерь. Его целью было через Цитадель прорваться в город. Крестоносцы совершили вылазку через выход на восточном участке стены, но потерпели неудачу[27]. После небольшой разведки Ахмед ибн Мерван начал штурм этого сектора, вероятно, в начале 9 июня[26], при этом из Цитадели вышел отряд, который напал на франков с другой стороны[27]. По словам Раймунда Ажильского, франки понесли большие потери. В течение двух дней бои велись как с Кербогой, так и с гарнизоном Цитадели. Единственным успехом было то, что удалось заставить гарнизон опять отступить в крепость[27]. Предвидя опасность проникновения в город через Цитадель, Боэмунд и Раймунд наскоро построили стену, чтобы отрезать её от городских укреплений[26].

Многие крестоносцы бежали, некоторые крестоносцы перешли на сторону врага[27]. 12 июня в результате внезапного нападения Кербога едва не завладел одной из башен на юго-западной стене[28]. Из Цитадели вёлся обстрел христиан из лука, мусульмане совершали вылазки. Кербога решил изменить тактику и осадить одновременно все ворота. Снижение активности в нападениях и оставление лагеря у Цитадели было серьёзной ошибкой Кербоги[27].

Незадолго до 28 июня лидеры крестоносцев отправили к Кербоге двух посланников[29][30]. Участники похода заявляли, что Петр Отшельник был послан для предъявления Кербоге ультиматума. Латинские авторы, современники событий, но которых не было в Антиохии в момент осады (Фульхерий Шартрский и Радульф Канский) считали, что Пётр Пустынник был послан, чтобы предложить Кербоге решить исход противостояние поединком равного числа воинов. Ряд не латинских и менее пристрастных источников приводят другие данные[31]. Матвей Эдесский сообщал, что предводители крестоносцев предлагали сдать Антиохию Кербоге, прося только свободный выход из города[32][33]. Аналогичную версию изложил Ибн аль-Асир, писавший в первой четверти XIII века в Мосуле на основе более ранних арабских хроник: «руководители написали Кербоге с просьбой обеспечить безопасный проход». Современница похода Анна Комнина тоже писала, что «[латиняне] оставили надежду на спасение и планировали покинуть укрепления [Антиохии] и передать их врагу с намерением только на том, чтобы сохранить свою жизнь, убегая»[34]. По сообщениям этих хронистов Кербога не принял предложения. Согласно Мишо, «он мечтал о поголовном уничтожении врага как мести за недавнюю резню в Антиохии»[32], по словам Ибн-аль-Асира, он отказался со словами: «Вам придётся сражаться за выход»[34].

В понедельник 28 июня готовые к бою крестоносцы вышли из города. Когда франки выступили из Антиохии, то Кербоге доложили об этом, но он не стал им мешать[35], решив, что без труда расправится с немногочисленным войском противника. Он не внял советам своих военачальников и решил атаковать всю армию целиком, а не каждую дивизию по очереди. При этом он пошёл на хитрость и отдал приказ изобразить отступление, чтобы увлечь крестоносцев в более сложную для сражения местность. Рассредотачиваясь по окрестным холмам, мусульмане по приказу Кербоги поджигали за собой траву и осыпали градом стрел преследующих их христиан, и многие крестоносцы воины были убиты[36]. Некоторые эмиры со своими войсками покинули армию Кербоги. Дукак ушёл до начала битвы, пообещав прислать Артукида Иль-Гази, некоторые другие эмиры ушли из вражды с Кербогой, желая его поражения. Кербога со своими основными силами выступил из лагеря, увидел, что остальная часть его армии бежит, и повернул назад[35]. С позором он отступил в Мосул, а его лагерь был захвачен и разграблен[37].

Предводители крестоносцев в письме папе Урбану II сообщали, что, вернувшись в город, крестоносцы начали переговоры с защитниками Цитадели. Ставленник Кербоги Ахмед ибн Мерван видел бегство армии мусульман и, понимая безвыходность своего положения, сдал Цитадель Боэмунду, получив гарантии сохранения жизни, принял христианство и присоединился к крестоносцам[38][39].

Последние годы[править | править код]

Кербога оказался вовлечённым в борьбу за престол между султаном Баркияруком и его братом Мухаммедом Тапаром. В 1099 году шихне[en] Багдада Джевхерайин, хаким[en] Джезират Ибн-Умар Джекермыш, хаким Кинкинера Сурхаб бен Бедр и некоторые другие эмиры вместе с Кербогой встали на сторону Мухаммеда Тапара[40][1][5]. Как и другие эмиры, Кербога легко менял сторону в зависимости от обстоятельств и без колебаний переходил на сторону победителя[40]. Однако, не получив от Мухаммеда Тапара чинов или наград, они вернулись к Баркияруку. Во время битвы между Баркияруком и Мухаммедом Тапаром в Сефидруде недалеко от Хамадана 15 мая 1100 года Кербога командовал левым крылом армии Баркиярука[40][1][5].   После битвы с Мухаммедом Тапаром, состоявшейся 6 марта 1101 года и в которой Баркярук одержал победу, он отправился в Рей, где к нему присоединились Кербога и эмир Хиллы Дубайс[40].

В 1101 году Кербога напал на Амид, находившийся в руках Иналогуллары, чтобы компенсировать расходы на неудачный поход к Антиохии[20], и эмир города Ибрагим бен Инал обратился за помощью к Артукиду Сукману[41]. Сукман пошёл на помощь Ибрагиму вместе с племянником Якути[41]. В битве у стен города перевес сначала был на стороне Ибрагима и Сукмана[42][20]. Тогда Кербога предъявил Имадеддина Занги мамлюкам его отца со словами: «Он сын вашего бывшего господина, сражайтесь за него». Бывшие мамлюки Ак-Сункура помнили, что Сукман «обязан своим состоянием семье Тутуша», убийцы Ак-Сункура, поэтому удвоили силы, и войска Сукмана были разбиты[43][20]. Однако Кербога понял, что не может взять город, и снял осаду[5][20][22][42]. Якути Кербога захватил в плен[41][44]. Вдова Артука, бабка Якути, обратилась к Кербоге, с просьбой об освобождении внука и Кербога отпустил его[5][44].

В следующем году султан Баркиярук послал Кербогу с 10 000 отрядом против восставшего в Азербайджане сына Исмаила, Мевдуда. Курбога захватил большую часть региона, но заболел у Хоя и не смог продолжить экспедицию. Он проболел 13 дней, умер 31 августа 1102 года и был похоронен в Хое. Управление Мосулом он завещал своему доверенному человеку — Сунгурдже, приказав всем из своего окружения подчиняться ему[43]. После смерти Кербоги Сунгурджа и большая часть его солдат отправились в Мосул, но старейшины города, отправили послание регенту Кербоги в Хисн-Кайфе Мусе эт-Туркмани. Тот отправился в Мосул. Сунгурджа вышел ему навстречу, они обнялись, но переговоры между ними закончились дракой, в которой Сунгурджа ранил Мусу. Мансур бен Мерван, сопровождавший Мусу, убил Сунгурджу, а управление Мосулом перешло в руки эмира Мусы эт-Туркмани. Другие города и замки, находившиеся под властью Кербоги, были разделены между разными эмирами[45][1][5].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Zetterstéen, 1986.
  2. 1 2 3 4 Özaydın, 2011, S. 405.
  3. 1 2 3 4 Садр ад-Дин, 1980, с. 79.
  4. 1 2 Садр ад-Дин, 1980, комм. 48, с. 79.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Demirkent, 2002.
  6. 1 2 3 4 Bezer, 2011.
  7. Садр ад-Дин, 1980, комм.48, с. 78.
  8. 1 2 Садр ад-Дин, 1980, комм. 48, с. 78.
  9. 1 2 3 4 5 Elisseeff, 1967, Tome II: ĀQ-SUNQUR ET L’AVÈNEMENT DE BARKYĀRŪQ.
  10. 1 2 Coşkun, 1989.
  11. Sevim, 1990, S. 79—80.
  12. Sevim, 1990, S. 80—81.
  13. Sevim, 1990, S. 81—82.
  14. 1 2 3 4 5 Özaydın, 2011, S. 407.
  15. Sevim, 1990, S. 82.
  16. 1 2 Камаль аль-Дин, 1990, с. 118.
  17. Sevim, 1990, S. 82—83.
  18. Özaydın, 2011, S. 409.
  19. Özaydın, 2011, S. 410.
  20. 1 2 3 4 5 6 Elisseeff, 1967, Tome II: Le parti des mamlouks d'Aq-Sunkur et Kirbuga.
  21. Ömür, 2022, s. 1761.
  22. 1 2 Bezer, 2013.
  23. Özaydın, 2011, S. 412.
  24. 1 2 3 4 Setton, 1969, p. 316.
  25. France, 1994, p. 260—268.
  26. 1 2 3 4 5 Runciman, 1987, p. 237.
  27. 1 2 3 4 5 6 7 France, 1994, p. 270—282.
  28. Runciman, 1987, p. 241.
  29. Asbridge, 2007, p. 16.
  30. France, 1994, p. 281.
  31. Asbridge, 2007, p. 17.
  32. 1 2 Мишо, 2005, с. 21—22.
  33. Asbridge, 2007, p. 17—18.
  34. 1 2 Asbridge, 2007, p. 18.
  35. 1 2 France, 1994, p. 284—296.
  36. Лависс,Рамбо, 1999, Глава 6.
  37. Asbridge, 2005, p. 238.
  38. Письмо Урбану II.
  39. Özaydın, 2011, S. 418.
  40. 1 2 3 4 Özaydın, 2011, S. 419.
  41. 1 2 3 Sevim, 2009.
  42. 1 2 Sevim, 2000.
  43. 1 2 Özaydın, 2011, S. 419-420.
  44. 1 2 Väth, 1987, p. 49.
  45. Özaydın, 2011, S. 420-421.

Литература и источники[править | править код]