Долг (философия) — Википедия

Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство, «обязанность человека, освящённая его совестью».[1] Это одно из основополагающих понятий этики, подразумевающее, что поступки человека совершаются на основе нравственно мотивированного давления или обоснования. Долг — это нравственная необходимость, которая закрепляется в качестве субъективного принципа поведения.[2] В философии долг считается императивной формой морали.

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми, страной или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми[источник не указан 845 дней].

Другие виды долга: гражданский долг, патриотический долг, воинский долг[источник не указан 845 дней].

Долг изучает философская дисциплина деонтология.

История термина[править | править код]

Считается, что Зенон Китийский, основоположник стоицизма, ввёл термин «надлежащее» (καθῆκον), дав ему следующее определение: «сообразность в жизни, действие, имеющее убедительное обоснование». В его понимании человек должен разумно обосновывать любой поступок, так как разумная человеческая природа проявляется, когда человек использует свою способность делать разумный выбор.[3]

По словам Диогена Лаэртского, «Зенон первый употребил слово „долг“, ибо он вывел его из слов „то, что подобает“: долг есть действие, присущее природным созданиям. Из действий, совершённых по влечению, одни сообразны с долгом, другие противны долгу, третьи — ни то, ни другое. Сообразно с долгом то, что внушается разумом, например, почитать родителей, братьев, отечество, уступать друзьям. Противно долгу то, чего разум не внушает…»[4]

В древнегреческом языке несколько разных слов использовались для обозначения правильных (должных) действий, в том числе δέον (буквально: насильственное опутывание). Используя этот термин, Иеремия Бентам ввёл новое понятие деонтологии для обозначения учения о правильном (должном).[2]

Демокрит, говоря о личностном характере моральных механизмов в своей этике, указывает на стыд и чувство долга, как на внутренние регуляторы поведения человека.

Понятие долга в различных философских направлениях[править | править код]

Стоицизм[править | править код]

Долг рассматривается в стоицизме в рамках принципа долженствования как центральная категория, обозначающая нечто «подобающее», «надлежащее» или «налагающееся природой». Он относится к «природной» целесообразности любого действия, направленного на сохранение и поддержание собственного бытия, то есть находится в сфере «первичной склонности». По мнению стоиков, человеку свойственно чувство долга, которое проявляется в добродетельном поступке мудреца. Сам мудрец существует как идеал, воплощает в себе все добродетели, поступает только сообразно долгу ради общей пользы. Сенека считал, что человек, будучи общественным существом, должен искать пути к выполнению долга. Марк Аврелий подкреплял эту идею, выдвигая серию категорических постулатов, как должен вести себя человек и какими качествами он должен обладать. Так как стоики рассматривают цель жизни как стремление к благу, то есть в согласии с природой, то само слово долг приобретает измерение отношения человека и мира. С точки зрения внутреннего фактора (субъективного), есть то, что находится в сфере активной деятельности человека — его выбор, и важно, чтобы у человека было нравственное намерение к действию, то есть его поведение должно зависеть от ценностей самого человека. И в этой плоскости появляется понятие долга — человек осуществляет добро, что подобает его положению. Понятие долга («надлежащего») у стоиков не тождественно нравственному долгу, который есть «действие согласно добродетели», «совершенное надлежащее».[5][6][7]

Цицерон[править | править код]

Принято считать, что Цицерон первым представил термин «надлежащего» на латинском языке, переведя его как «officium».[8] Цицерон имел практическую ориентированность в моральной философии, поэтому это слово для него означало обязанности гражданина римской общины, т.е это уже не отвлеченный и общечеловеческий изначальный долг как у стоиков. Заимствуя идеи у этого направления философской мысли, он перерабатывал их, выбирая то, что ему казалось наиболее интересным (Cic.Deoff.I 6).[9] В своей книге «Об обязанностях» (De officiis) он рассуждает о долге, как о том, что обусловлено связями человека в обществе и его взаимоотношениями с другими людьми. Цицерон определил четыре добродетели, которыми должен руководствоваться доблестный гражданин — познанием истины, справедливостью и связанной с ней щедростью как двуединой добродетелью, величием духа, умеренностью.[10] Учение об обязанности (долге) у Цицерона неразрывно связано с представлением о высшем благе (summum bonum) как о нравственно прекрасном (honestum). По его мнению, любой сфере жизни и области деятельности соответствуют свои обязанности, исполняя которые человек исполняет нравственный смысл всей жизни (honestas omnis vitae). Размышляя о долге человека, Цицерон затрагивает такие сферы, как государственные обязанности, понятие неприкосновенности собственности, военная мораль, обязанности в отношении различных уровней общества (отечество и родители, дети и семья, и так далее). Понятие долга стоиков «катекон» Цицерон отождествляет с «обыкновенной» обязанностью, которая касается всех людей, что позволяло морально квалифицировать разнообразные конкретные обязанности человека. Кант считал учение Цицерона об обязанностях продолжением учения о нравственности (этика), и оно было своего рода каноном до появления учения самого Канта.[2]

Религиозная философия[править | править код]

Во времена Средневековья Амвросий Медиоланский использовал учение Цицерона, переложив его в своей работе «Об обязанностях церковнослужителей» с точки зрение христианской морали. Обязанности разделяются на «совершенные» и «средние», которые он поясняет на примерах Нагорной проповеди и Декалога соответственно. То есть, дела первой категории — десять заповедей, а второй — дела милосердия. «Средние» обязанности — это предписания (praecepta), они имеют строго обязательный характер, служат преодолению греха и подготовке к «жизни вечной». Опираясь на книгу Цицерона, Амвросий Медиоланский также искал подтверждение тому, что слово officium (обязанность) встречается и в Священном Писании, а не только у философов. «Совершенная» же обязанность абсолютна, она имеет отношение к совершенству Небесного Отца.[11] В результате своей работы он стал трактовать обязанность как действия, направленные на благо и пользу. Далее эту тему в рамках религиозной философии стал развивать Фома Аквинский, обосновывая обязанности «в рамках гипотетического императива»[2], когда цель, связанная с Богом и божественным, необходима, тогда действия, направленные на ее выполнение, становятся долгом.

Кант[править | править код]

Наибольшую значимость понятие долга приобретает в Новое время, особенно в этике Канта. По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Витрук, Н. В. Общая теория юридической ответственности Архивная копия от 23 ноября 2018 на Wayback Machine. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма (2009). С. 11.
  2. 1 2 3 4 А. А. Гусейнов. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.. — Т.1. А-Д. — Мысль, 2010. — С. 626.
  3. Т. 20, С. 79-87. Зенон Китийский (рус.). Православная энциклопедия (27 января 2014). Дата обращения: 4 августа 2020. Архивировано 23 февраля 2020 года.
  4. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — НОРМА, 2005.
  5. А.А. Столяров. Стоицизм. Электронная библиотека ИФ РАН. Институт философии РАН (2019).
  6. Степанова А.С. АНТРОПОЛОГИЯ СТОИ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ (рус.). — 2005. Архивировано 27 марта 2022 года.
  7. Марк Аврелий Антонин. Размышления / А.И. Доватур. — серия Литературные памятники. — Наука, 1985. — С. 84.
  8. Р.Г.Апресян. Обязанность. — 2018. Архивировано 25 марта 2022 года.
  9. С. Л. Утченко. ТРАКТАТ ЦИЦЕРОНА «ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ» И ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ГРАЖДАНИНА / В. О. Горенштейн, М. Е. Грабарь-Пассек, С. Л. Утченко.. — Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях.. — Москва: Наука, 1993. — С. С. 159—174..
  10. "И.Н. Титаренко. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ИДЕАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНИН В УЧЕНИИ ЦИЦЕРОНА". НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА, 2009. {{cite journal}}: Проверьте значение даты: |date= (справка); Cite journal требует |journal= (справка)
  11. Гаджикурбанова П.А. Трансформация учения об обязанностях стоиков и Цицерона в сочинении Амвросия Медиоланского «Об обязанностях священнослужителей» (рус.) // Институт Философии Российской Академии Наук. — 2016.

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]