Джарвис, Джордж — Википедия

Джордж Джарвис (англ. George Jarvis, греч. Τζώρτζ Τζάρβις; 1797, Альтона (ныне — в черте Гамбурга) — 11 августа 1828, Аргос) — американский филэллин, генерал-лейтенант греческой армии, участник Освободительной войны Греции 18211829 годов.

США и Греческая революция[править | править код]

…долголетнее отсутствие этой страны, пребывавшей под тёмным гнётом, глубоко печалило мужественные духи прошлого.

Было естественным, что новое явление этого народа в своём первоначальном характере, сражающимся за свою свободу, вызвало энтузиазм и симпатию повсюду в США.

[1]
  • Из ответа американского правительства на греческий запрос о помощи от 18 августа 1823 года:

С одной стороны, США желают видеть греков победителями, с другой стороны, США не могут в силу своего международного положения участвовать в войне, в ходе которой они придерживаются нейтралитета. США находятся в мирных отношениях со всем миром.

[2]
  • Нейтралитет США не стал помехой нескольким американским филэллинам принять участие в Освободительной войне Греции 1821—1829 годов. Первым из них был Джордж Джарвис.

Биография[править | править код]

Джордж Джарвис родился в Альтона, Дания (ныне район города Гамбург, Германия) в 1797 году. Его отец, Бенджамин Джарвис, был американским дипломатом.

С началом Греческой революции Джордж оставил свою учёбу в немецком университете и вместе с десятками добровольцев направился в Грецию сражаться на стороне восставших греков против турок.

Джарвис прибыл на остров Идра вместе с английским филэллином Ф. Хэстингсом 3 апреля 1822 года. Под командованием и на судне идриота капитана Томбазиса Джарвис воевал в качестве морского офицера с 1822 по 1824 год[3].

Будучи в Греции, Джарвис изучил греческий язык, усвоил образ жизни греческих бойцов, надел «фустанеллу», отдал всё своё состояние Греческой революции и разделял все невзгоды со своими греческими соратниками, которые в свою очередь, эллинизировав его имя, называли его капитан Георгиос Зервас, Американец[4].

Филэллинизм Джарвиса[править | править код]

Филэллинизм Джарвиса носил идеологический характер: сражаясь за Грецию, Джарвис чувствовал, что исполняет свой долг «перед потомками того народа, которому вся Европа обязана своей культурой и наукой».

Однако среди иностранцев, прибывающих в Грецию, было и много лиц, «которые прибывали нажить состояние, другие, чтобы получить известность и славу, третьи были просто авантюристами»[5].

Когда многие соратники Джарвиса из германского легиона, уставшие и разочаровавшиеся, решили вернуться на родину, Джарвис простился с ними стихами:

Не забывайте меня, друзья мои.
Меня, что остаюсь сражаться за свободу
В морях и долинах Эллады,
Чтоб цепи позора разбить,
Человечности проложить дорогу.
[6]

Когда лорд Байрон прибыл в Месолонгион, Джарвис перебрался в этот город и стал его адъютантом, которым оставался до самой смерти Байрона 18 апреля 1824 года.

Вместе с греческим инженером М. Коккинисом Джарвис принял участие в строительстве укреплений города. В августе 1824 года Джарвис принял участие в походе провинцию Эпир под руководством А. Маврокордато.

В своём письме филэллинскому комитету города Бостон от 6 (18) января 1825 года Джарвис писал из Месолонгиона:

В течение последних 3-х страшных лет я был свидетелем беспримерной борьбы мужественных и патриотичных греков, связал себя с ними и принял участие в некоторых из важнейших их подвигов. Как офицер греческого флота я был с ними в разных экспедициях на островах Хиос, Лесбос, у побережья Малой Азии, Сирии, островов Крит, Кипр, Эгейского Архипелага и Пелопоннеса. Принял участие с ними в 13 походах, в ходе которых мы сожгли несколько линейных кораблей и множество малых, другие захватили, взяли и обороняли крепости, оказывали посильную помощь беженцам-христианам. Современные греки похожи во всех деталях на своих предков. Те же самые мужи, что воют моряками, по возвращении становятся пехотинцами. Так я участвовал в осаде города Афины, Нафплион, в обороне Месолонгиона и в боях на Пелопоннесе. После прибытия Байрона я стал его адъютантом (adjutant general) при созданном им отряде, до самой его печальной смерти… (о иностранцах в Греции) …Греция не нуждается в солдатах. Десятой части вооружённых греков более чем достаточно, если они будут едины, чтобы занять все европейские провинции турецкой империи. Но мы нуждаемся в хлебе и в деньгах, чтобы купить его, снабдить обувью и шинелями солдат, которые мёрзнут. Страна стала огромной пустыней, где за исключением немногих городов ни один дом не остался цел, оливковые и апельсиновые деревья срублены татарами, пустыней, где ни одно животное не может дать нам пищу — так выглядит военный театр в Греции. Позор этим людям (иностранцам)!

Они прибыли сюда, утверждая, что прибыли на помощь Греции, но в действительности хотят оказать помощь себе. Из личных и только из личных интересов они находятся здесь. За этими нуворишами следуют другие. Прибыли и исчезли.

[6]

Смерть Джарвиса[править | править код]

В 1825 году, во время египетского вторжения на Пелопоннес, Джарвис во главе отряда в 45 бойцов, который он содержал на свои деньги, вышел из Нафплиона к городу Метони.

С 1827 года и до самой своей смерти вместе с американцами Самуэлем Хауи и Джонатаном Миллером , будучи членом филэллинского комитета США, Джарвис распределял лекарства, одежду и продовольствие среди страдающего греческого населения.

Его земляк, филэллин и хирург С. Хауи писал о Джарвисе: «это привлекательный способный солдат с испытанным мужеством. Действительно он делает честь стране, которая его родила»[7].

Джарвис умер в городе Аргос 11 августа 1828 года в 31-летнем возрасте и был похоронен у храма Св. Иоанна Продрома рядом с другими известными участниками той войны: греками епископом Антимосом и генералом Цокрисом, филэллинами датчанином Йедассеном, немцами Каролосом фон Линзивком, Больтеман и Шпиттером.

Газета «Γενική Εφημερίδα» писала в день его похорон, что он был погребён с почестями генерал-лейтенанта. Причиной смерти указывали столбняк (по другим данным — тиф).

Через два года после смерти Джарвиса его родственники решили подарить Греции его оставшееся имущество. Перед этим они поместили в прессе объявление, на случай если у покойного были долги. Такое поведение родственников было достойно самого Джарвиса — человека, отдавшего свою жизнь и состояние за свободу Греции[8].

Примечания[править | править код]

  1. Απόστολος Β. Δασκαλάκης, Κείμενα- Πηγαί τής Ελληνικης Επαναστάσεως, Αθήνα, 1967. — Τ. Β-1 (1821—1826). — Σ. 274.
  2. Απόστολος Β. Δασκαλάκης, Κείμενα- Πηγαί τής Ελληνικης Επαναστάσεως. — Αθήνα, 1967. — Τ. Β-1 (1821—1826). — Σ. 275.
  3. George Jarvis (1797—1828). Excerpt from Portraits of Historic American Philhellenes by Frederiki Pappas.
  4. Απόστολος Ε. Βακαλόπουλος, Επίλεκτες Βασικές Ιστορικές Πηγές της Ελληνικής Επαναστάσεως, Εκδόσεις Βάνιας,Θεσσαλονίκη 1990. — Τ. Β. — Σ. 542.
  5. Charles Swan. Journal of a Voyage up the Mediterranean;Principally Among the Islands of the Archipelago, and in Asia Minor. — L., 1826. — Vol. II. — P. 109—110.
  6. 1 2 Απόστολος Ε. Βακαλόπουλος, Επίλεκτες Βασικές Ιστορικές Πηγές της Ελληνικής Επαναστάσεως, Εκδόσεις Βάνιας. — Θεσσαλονίκη, 1990. — Τ. Β. — Σ. 543.
  7. Σάμουελ Χάου, Ημερολόγιο από τόν Αγώνα, 1825—1829. — Αθήνα, 1971. — Σ. 5.
  8. Βασίλης Κ. Δωροβίνης. Τρεις Φιλέλληνες στην Αργολίδα. Νέα και ανέκδοτα στοιχεία για τους Τζώρτζ Τζάρβις, Πέτρο Μπελλίνο και Μπονιφάτσιο Μποναφίν. — Σελ. 155—160, Ανάτυπον από τα «Ναυπλιακά Ανάλεκτα», Τόμος ΙΙΙ (1998), Έκδοση Δήμου Ναυπλιέων.