Денацификация — Википедия

Снятие таблички «Улица Адольфа Гитлера»

Денацифика́ция (нем. Entnazifizierung) — комплекс мероприятий, направленных на очищение послевоенного германского и австрийского общества, культуры, прессы, экономики, образования, юриспруденции и политики от влияния нацистской идеологии. Денацификация проводилась по инициативе союзников по антигитлеровской коалиции после победы над нацистской Германией и основывалась на решениях Потсдамской конференции.

В 1946 году Контрольный совет — совместный орган СССР, США, Великобритании и Франции, созданный для осуществления верховной власти в Германии, принял ряд законов, в которых определил круг лиц, попадающих под денацификацию, и утвердил создание специальных судебных органов для рассмотрения их дел.

Денацификация в Германии[править | править код]

В германском уголовном праве (как и в праве иных государств) не было специальных статей за преступления против человечности. В Германии действовал Уголовный кодекс 1871 года, в котором не было норм о геноциде, преступлений против мира и человечности[1]. Поэтому был принят закон № 10 Контрольного совета, который предусматривал составы преступлений: преступления против мира, преступления против человечности, военные преступления, принадлежность к определённым категориям преступной группы или организации (НСДАП, Гестапо, СС и других)[1]. Закон Контрольного совета № 4 от 30 октября 1945 года запретил немецким судам рассматривать преступления, совершенные гитлеровцами в отношении граждан стран Антигитлеровской коалиции[1]. Такие уголовные дела должны были рассматривать только трибуналы союзников[1].

12 октября 1946 года Контрольный совет издал директиву № 38 «Арест и наказание военных преступников, нацистов и милитаристов; интернирование, контроль и надзор за потенциально опасными немцами»[2]. Она предусматривала санкции для четырёх категорий ответственных лиц (функционеров режима, сотрудников карательных органов, определённых категорий военных, членов НСДАП и некоторых других):

  1. главные преступники;
  2. преступники;
  3. второстепенные преступники;
  4. попутчики.

Директива предусматривала, что:

  • главные преступники (помимо обвиняемых в конкретных военных преступлениях) могут быть заключены в тюрьму или интернированы на срок до 10 лет с конфискацией имущества и последующим ограничением в правах;
  • преступники также могут быть заключены в тюрьму или интернированы на срок до 10 лет с конфискацией имущества и последующим ограничением в правах;
  • второстепенным преступникам может быть дан испытательный срок по меньшей мере на два года, но, как правило, не более трёх лет, в течение которого они ограничиваются в правах;
  • от попутчиков может быть потребована периодическая явка в полицию по месту жительства, им не будет дозволено покидать оккупационную зону или Германию без разрешения, им может быть приказан выход в отставку или перевод на низшую должность или работу, им можно приказать выплатить единовременно или повторно взнос в счет репараций, они не могут выставляться кандидатами на выборах в любую инстанцию, но могут голосовать.

При этом директива предусматривала, что «лица, которые, несмотря на свое формальное членство или кандидатство или какие-либо другие внешние признаки, не только занимали пассивную позицию, но и активно сопротивлялись национал-социалистической тирании по мере своих сил, терпя вследствие этого невыгоды», считаются реабилитированными и к ним не может быть применено никаких санкций.

Уголовное преследование нацистов включало два периода. В первый период их судили трибуналы союзников. По подсчетам немецкого историка А. Вайнке, в 1945—1949 годах перед трибуналами союзников предстали около 10 тысяч гитлеровцев[3].

Во второй период дела обвиненных в преступлениях стали рассматривать немецкие суды, которым союзники передали это право. С 1946 года военная администрация советской зоны оккупации разрешила немецким судам рассматривать дела о преступлениях, которых совершили немцы против граждан иных стран[1]. В американской оккупационной зоне в 1948 году немецкие суды получили следующие полномочия рассматривать преступления, совершенные в отношении евреев Восточной Европы, а также иностранных рабочих, угнанных в нацистскую Германию[1]. В 1949 году также были расширены полномочия немецких судов в британской зоне[1]. К 1949 году в Западной Германии сложилась практика — рассматривать нацистские преступления только в рамках немецкого законодательства[1].

В американской зоне оккупации дела обвиняемых в военных преступлениях рассматривали суды присяжных. Закон № 104 «Об освобождении от национал-социализма и милитаризма» (вступил в силу 5 марта 1946 года) предусматривал создание судов присяжных (в состав суда входили 3—5 немецких граждан в возрасте не моложе 30 лет)[4].

В 1958 году в Людвигсбурге было создано Центральное ведомство управлений юстиции земель ФРГ по расследованию преступлений национал-социализма[5].

Как отмечает социолог Александр Тарасов без ссылки на авторитетный источник: «„Денацификация“ в ФРГ приняла (из-за „холодной войны“) характер едва ли не бутафорский: к 1 января 1964 года, когда она официально была завершена, из более чем 1,5 миллиона военных преступников к ответственности были привлечены лишь 12 457 человек; а осуждены — в подавляющем большинстве символически — 6 329. Более того, суды ФРГ освобождали от ответа тех военных преступников, кто уже был осуждён в других странах, в том числе западных»[6].

В 2012 году, впервые после послевоенной волны переименований в 1945—1949 годах, в Германии началась масштабная ревизия названий улиц[7]. Взгляд на некоторых действующих лиц 30-х и 40-х со временем изменился благодаря масштабным исследованиям архивов и дневников[8].

Оккупационная зона США[править | править код]

В 545 судах американским военным командованием было разобрано более 900 тысяч дел. Дополнительно американцы составили анкету из 131 вопроса, по итогам заполнения которой подлежащие денацификации люди делились на следующие группы:

  1. главные обвиняемые (военные преступники);
  2. обвиняемые;
  3. второстепенные обвиняемые;
  4. попутчики;
  5. невиновные;

Лица, не состоявшие в НСДАП, как правило, преследованиям не подвергались, даже если они занимали высокие должности при нацизме, как например Гарри Гизе — диктор, озвучивавший не только пропагандистский киножурнал «Немецкое еженедельное обозрение», но и антисемитский фильм «Вечный жид».

Многие нацистские функционеры нашли себе работу на государственной службе в ФРГ как во вновь создаваемых структурах.

Некоторые из них перешли на службу в США (Вальтер Дорнбергер, Вернер фон Браун) и получили гражданство.

Оккупационная зона СССР[править | править код]

В советской зоне денацификация проводилась одновременно с социальной перестройкой общества по коммунистическому образцу.

Функционеры НСДАП были однозначно отстранены от руководства и частично изолированы в тюрьмах.

Денацификация в Австрии[править | править код]

В директиве советской Ставки Верховного Главнокомандования за подписью Сталина № 11055 от 2 апреля 1945 года войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов, освобождавших Австрию, приказывалось опровергать слухи о том, что Красная Армия уничтожает всех членов национал-социалистической партии, разъяснять, что эта партия подлежит упразднению, а рядовые члены не будут тронуты, если они проявят лояльность по отношению к советским властям. В населенных пунктах предписывалось назначить военных комендантов, которые бы утверждали временных бургомистров и старост из местного австрийского населения.

10 апреля 1945 года командующий 3-м Украинским фронтом Красной Армии Ф. И. Толбухин выпустил обращение «К населению Австрии» с соответствующими разъяснениями и предложением вылавливать гитлеровских агентов, провокаторов и диверсантов.

В дальнейшем советские военные коменданты в освобожденных населенных пунктах издавали типовые приказы о недействительности всех законов, которые были установлены после 13 марта 1938 года, и роспуске НСДАП и близких к ней организаций. Населению предписывалось сдать в комендатуру все имеющиеся оружие и боеприпасы, а также указать места, где они хранятся. Такие меры были оправданы, так как даже после полного разгрома вермахта на территории Австрии отдельные нацисты довольно длительное время совершали террористические вылазки и акты саботажа[9].

8 мая 1945 года австрийское правительство Карла Реннера запретило НСДАП и её организации и обязало всех членов НСДАП зарегистрироваться в органах местного самоуправления[10]. Зарегистрировалось более 500 тысяч бывших членов НСДАП, которые были лишены некоторых гражданских прав[10]. Более 100 тысяч нацистов были уволены с руководящих постов[10]. Особые суды вынесли приговоры в отношении 13 тысяч человек, виновных в военных преступлениях, но наказали нестрого — из этого числа только 43 человека приговорили к смертной казни[10]. Вскоре почти всех бывших австрийских нацистов простили. В апреле 1948 года закон об амнистии рядовым нацистам восстановил в правах 482 тыс. членов запрещённой НСДАП[10]. Вновь наказание нацистов было прописано в Государственном договоре о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15 мая 1955 года, статья № 12 которого запретила служить в Вооружённых силах Австрии бывшим членам НСДАП[10]. В 1988 году на основании программной близости к нацизму была распущена судебным решением Национал-демократическая партия.

«Денацификация» как предлог для вторжения России на Украину[править | править код]

24 февраля 2022 года президент России Владимир Путин в своем обращении о начале вторжения России на Украину назвал в качестве цели «демилитаризацию и денацификацию» Украины[11]. В первые месяцы военных действий российская пропаганда постоянно представляла вторжение на Украину как «денацификацию», позднее от использования этого термина отказались[12]. Представление об Украине как о неонацистском государстве было отвергнуто историками и политическими наблюдателями как не соответствующее действительности[13].

В начале мая 2022 года издание «Проект» сообщило, что Кремль решил сократить использование в СМИ термина «денацификация» — одного из ключевых слов, объясняющих вторжение России на Украину. Утверждается, что о планах Путина знала лишь узкая группа людей, поэтому у политтехнологов не было времени расшифровать основные мотивы вторжения и понять, насколько они нашли отклик у аудитории. Несмотря на постоянное использование в СМИ, содержание термина «денацификация» оставалось для россиян загадкой[14].

Исследователи отмечают, что акцент на денацификации является инструментом пропаганды для потребления внутри РФ и для делегитимизации правительства Украины. Риторика денацификации — не слишком удачная попытка «замутить» международное правовое поле вокруг агрессии РФ. Путин, провозгласив денацификацию целью вторжения в Украину, фактически признал целью вторжения силовую смену режима в Украине[15][16]. Международное право не позволяет одностороннее использование вооруженной силы для предотвращения геноцида. Риторика денацификации в конце концов ударила по самому Путину — западные СМИ сравнивают его с Гитлером[17].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Грахоцкий А. П. Приговор в Карлсруэ: «Пожизненное для палача Минска!» // Lex russica. — 2019. — № 12 (157). — 107.
  2. Директива Контрольного Совета в Германии № 38 «Арест и наказание военных преступников, нацистов и милитаристов; интернирование, контроль и надзор за потенциально опасными немцами». Дата обращения: 2 марта 2019. Архивировано 2 октября 2019 года.
  3. Грахоцкий А. П. Приговор в Карлсруэ: «Пожизненное для палача Минска!» // Lex russica. — 2019. — № 12 (157). — 106.
  4. Грахоцкий А. П. Приговор в Карлсруэ: «Пожизненное для палача Минска!» // Lex russica. — 2019. — № 12 (157). — 109.
  5. Грахоцкий А. П. «Амнистия через заднюю дверь» для нацистского преступника Отто Брадфиша // Lex russica. — 2020. — T. 73. — № 5. — С. 85.
  6. Истории, которые у нас не пишутся — Журнальный зал. Дата обращения: 17 сентября 2022. Архивировано 20 сентября 2022 года.
  7. Abschlussbericht des Beirats zur Überprüfung Düsseldorfer Straßen- und Platzbenennungen (нем.) // duesseldorf.de. Архивировано 22 декабря 2022 года.
  8. Где эта улица, где этот Рейх — В 2022 году все вокруг переименовывают улицы. Германия делает это почти 80 лет – и вот что из этого вышло. Спецпроект «Новой-Европа». Новая газета Европа (2 октября 2018). Дата обращения: 27 декабря 2022. Архивировано 27 декабря 2022 года.
  9. Кружков Владимир. Как Австрия победила нацизм (рус.) // Международная жизнь. — 2019. — Июнь (№ №6). — С. С. 32-43. — ISSN 0130-9625 issn 0130-9625. Архивировано 15 июля 2019 года.
  10. 1 2 3 4 5 6 СССР и Австрия на пути к Государственному договору. Стратегии документальной истории. 1945—1955. Образы и тексты. — М.: Политическая энциклопедия, 2015. — С. 7.
  11. Russian forces launch full-scale invasion of Ukraine (англ.). Аль-Джазира. Дата обращения: 3 июня 2022. Архивировано 24 февраля 2022 года.
  12. Кремль отказывается от термина «денацификация», потому что россияне не понимают его значения — «Проект». Настоящее время. Дата обращения: 5 августа 2022. Архивировано 5 августа 2022 года.
  13. Путин называет украинских лидеров нацистами, а события в Донбассе — геноцидом. Это неправда. Заявление исследователей нацизма, геноцида, Холокоста и Второй мировой. Meduza. Дата обращения: 1 марта 2022. Архивировано 2 марта 2022 года.
  14. Максим Алюков, Мария Куниловская, Андрей Семёнов. «Гидрант лжи»: кремлёвская пропаганда и её отражение в социальных медиа // Riddle Russia. — 2022. — 7 октября. Архивировано 9 декабря 2022 года.
  15. Robert Person, Michael McFaul. What Putin Fears Most (англ.) // Journal of Democracy. — 2022-04-15. — Vol. 33, iss. 2. — P. 18–27. — ISSN 1086-3214. — doi:10.1353/jod.2022.0015. Архивировано 26 марта 2024 года.
  16. What Putin Fears Most (амер. англ.). Journal of Democracy. Дата обращения: 9 февраля 2023. Архивировано 9 февраля 2023 года.
  17. Marco Longobardo. Legal Perspectives on the Role of the Notion of 'Denazification' in the Russian Invasion of Ukraine under Jus contra Bellum and Jus in Bello (англ.). — Rochester, NY: Social Science Research Network, 2022-09-09. — No. ID 4214444.

Литература[править | править код]

на других языках
  • Frei, Norbert: Vergangenheitspolitik. Die Anfaenge der Bundesrepublik und die NS-Vergangenheit, Muenchen 1996, ISBN 3-423-30720-X
  • Kamm, Bertold/Mayer, Wolfgang: Der Befreiungsminister — Gottlob Kamm und die Entnazifizierung in Württemberg-Baden, Silberburg Verlag/Tübingen 2005, 250 Seiten, ISBN 3-87407-655-5.
  • Niethammer, Lutz: Die Mitlaeuferfabrik. Die Entnazifizierung am Beispiel Bayerns, 2. Auf., Bonn 1982, ISBN 3-8012-0082-5
  • Schuster, Armin: Die Entnazifizierung in Hessen 1945—1954. Vergangenheitspolitik in der Nachkriegszeit, (Veroeffentlichungen der Historischen Kommission fuer Nassau, 66), (Vorgeschichte und Geschichte des Parlamentarismus in Hessen, 29), Wiesbaden: Historische Kommission fuer Nassau 1999, X, 438 S., ISBN 3-930221-06-3.
  • Vollnhals, Clemens (Hrsg.), Entnazifizierung. Politische Säuberung und Rehabilitierung in den vier Besatzungszonen 1945—1949, München 1991.
  • Weinke, Annette: Die Verfolgung von NS-Tätern im geteilten Deutschland, Paderborn 2002.
  • Wille, Manfred: Entnazifizierung in der Sowjetischen Besatzungszone Deutschlands 1945-48, Magdeburg 1993.

Ссылки[править | править код]