Восточно-Забайкальский областной народно-революционный комитет — Википедия

Восточно-Забайкальский областной народно-революционный комитет
  • Народно-революционный комитет Восточного Забайкалья
  • Нерчинский нарревком
  • Нерчинское правительство
Флаг Дальневосточной республики
Флаг Дальневосточной республики
Общая информация
Страна Дальневосточная республика Дальневосточная республика
Юрисдикция Восточное Забайкалье
Дата создания 15 сентября 1920
Предшественник Восточно-Забайкальский съезд трудящихся
Дата упразднения 28 октября 1920
Заменено на Восточно-Забайкальский орган власти
Руководство
Подчинено Правительство Дальневосточной республики
Председатель Жданов, Борис Глебович
Устройство
Штаб-квартира Нерчинск
Число сотрудников 15
Подведомственный орган уездные и городские народно-революционные комитеты

Восточно-Забайкальский областной народно-революционный комитет (сокращённо — Восточно-Забайкальский облнарревком, также — Народно-революционный комитет Восточного Забайкалья, Нерчинский нарревком, Нерчинское правительство) — местный орган власти на территории Восточного Забайкалья, созданный «для объединения вокруг правительства Дальневосточной республики» в результате освобождения территории Забайкальской белой государственности от белогвардейских войск народно-революционной армией Дальневосточной республики и партизанскими отрядами. Был образован 15 сентября 1920 года в городе Нерчинске на Восточно-Забайкальском съезде трудящихся, состоявшемся после эвакуации японских вооружённых сил из региона, по инициативе Амурского областного комитета РКП(б). Председателем областного народно-революционного комитета был избран Борис Глебович Жданов. Под руководством Нерчинского нарревкома осуществлялось установление власти Дальневосточной республики в регионе и ликвидация старых органов власти — земств и городских самоуправлений. 28 октября 1920 года, после освобождения Читы от белогвардейцев, представители нарревкома и Временного Восточно-Забайкальского Народного собрания вступили в переговоры, на которых было принято решение об их слиянии в рамках Восточно-Забайкальского органа власти, который прекратил своё существование 3 ноября 1920 года в результате Читинской объединительной конференции.

Предыстория[править | править код]

В конце 1919 — начале 1920 годов Красная армия продолжала участие в гражданской войне, а силы иностранной интервенции планировали нанести комбинированный удар с запада — в виде войск Польши и Врангеля и востока — с помощью Японии. В связи с этим, ЦК РКП(б) искал пути решения данной проблемы, особое внимание обращая на Дальний Восток. Основной целью было предотвратить прямое столкновение между Советской Россией и Японией[1]. В создавшихся условиях было принято решение приостановить наступление Красной армии и взять курс на создание буферной республики[2].

6 апреля 1920 года учредительный съезд трудящихся Забайкалья в Верхнеудинске провозгласил создание Дальневосточной республики (ДВР), в состав которой должны были войти Забайкальская, Амурская, Приморская, Камчатская и Сахалинская области бывшей Российской империи, и избрал из своего состава правительство. Первоначально Дальневосточная республика создавалась на территории Западного Забайкалья (Прибайкалье), поскольку Восточное Забайкалье в то время контролировалось атаманом Семёновым, в Амурской области была установлена советская власть, а власть в Приморской области принадлежала земской управе[3].

Власть на местах изначально осуществляли Советы, земства, думы, революционные комитеты, исполнительный комитеты, управы и другие органы власти. Для распространения государственной власти правительства Дальневосточной республики, а также унификации местного управления правительство приняло ряд нормативных актов: «Закон о выборах в местные сельские, волостные, городские и уездные органы управления ДВР», «Общие правила о производстве выборов в сельские, волостные, уездные и городские органы управления», «Положение о сельских, волостных, уездных и городских органах управления», по которым на местах создавались народно-революционные комитеты[3][4].

Народно-революционные комитеты изначально являлись органами управления, действовавшими между съездами собрания уполномоченных[5], но в газетах и архивных материалах не сохранилось известий о созыве очередных городских, уездных и волостных съездов уполномоченных, а также о сельских народных собраниях, что позволяет специалистам сделать вывод о том, что съезды и собрания не созывались. В условиях военного времени, когда велись боевые действия против белогвардейских войск атамана Семёнова, правительство приняло решение до разрешения военных проблем и принятия конституции Дальневосточной республики (ДВР) очередные съезды уполномоченных не созывать[6].

Тем временем на территории Восточного Забайкалья силами Народно-революционной армии Дальневосточной республики происходила ликвидация «читинской пробки». 10 июля 1920 года главнокомандующий НРА ДВР Генрих Христофорович Эйхе объединил Восточно-Забайкальский и Восточный фронты в единый Амурский для ведения боевых действий против белогвардейцев. В результате успешного наступления и эвакуации японских вооружённых сил с территории, 5 августа был освобождён Сретенск, 7 августа — Нерчинск, 9 августа — станция Зубарево, а на освобождённой территории создавались народно-революционные комитеты[7]. Так, в августе 1920 года на городском собрании Нерчинска был избран Нерчинский районный народно-революционный комитет «для объединения вокруг правительства Дальневосточной республики»[8].

Для восстановления и дальнейшей организации органов власти, Амурский областной комитет РКП(б) направил на освобождённые территории партийный комитет Восточного Забайкалья в составе Евгения Михайловича Матвеева, Бориса Глебовича Жданова и под руководством ответственного секретаря М. Н. Прохорова, которые начали подготовку к съезду трудящихся Восточного Забайкалья[8].

История[править | править код]

Распространение власти Дальневосточной республики в конце сентября 1920 года: — Дальневосточная республика, а также территория под контролем Нерчинского облнарревкома: Нерчинский, Нерчинско-Заводский, а также часть Читинского уезда (заштрихована) — Забайкальская белая государственность — Временное правительство Дальнего ВостокаСахалин — японская оккупация

15 сентября 1920 года, после эвакуации японских вооружённых сил с территории Забайкалья, был организован съезд в городе Нерчинске. На него прибыло 237 делегатов от рабочих, крестьян и казаков Нерчинского, Нерчинско-Заводского и Читинского уездов. Съезд избрал Восточно-Забайкальский областной народно-революционный комитет в составе 15 человек во главе с коммунистом Борисом Глебовичем Ждановым и президиум из трёх человек (Жданов, Андрей Иннокентьевич Блинников и В. Н. Малышев), заявил о подчинении Восточного Забайкалья «Верхнеудинскому правительству Дальневосточной республики»[9] и принял решение о создании рабоче-крестьянских дружин самоохраны. Также съезд обратился к командованию Амурского фронта с просьбой ввести регулярные войска на освобождённую территорию[8].

Нерчинский народно-революционный комитет был оторван от центральных органов власти и зачастую действовал по собственному усмотрению, объявив себя высшей властью на территории Восточного Забайкалья[10]. По мере продвижения Амурского фронта вглубь, 16 сентября 1920 года в приказе главнокомандующего Народно-революционной армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) Генриха Христофорович Эйхе предлагалось «энергичным образом распространять власть Восточно-Забайкальского (Нерчинского) нарревкома вдоль железной дороги к ст. Карымская»[11].

23 сентября 1920 года на первом заседании облнарревкома были сформированы отделы: административный, юстиции, продовольственный, финансовый, народного образования, земледелия, труда и социального обеспечения, здравоохранения, промышленности, транспорта. Отделы подчинялись как самому областному народно-революционному комитету, так и соответствующим министерствам Дальневосточной республики. Но на практике отделы не получали инструкций, в то время как с отделами Амурского народно-революционного комитета связь была наложена лучше. Так, например отдел труда принял к руководству «Временное положение о труде в Амурской области»[10].

Для осуществления власти на местах согласно «Положению о сельских, волостных, уездных и городских органах управления» под руководством облнарревкома были сформированы сельские, волостные, уездные и городские народно-революционные комитеты, создание которых сопровождалось упразднением прежних местных органов власти — земств и городских самоуправлений. 24 сентября 1920 года решение об упразднении прежних местных органов власти было оформлено на пленарном собрании облнарревкома, где также было предписано, что прежний Нерчинский районный нарревком приступает к работе в качестве городского[10].

На своём третьем заседании 28 сентября 1920 года облнарревком принял решение о создании реквизиционной комиссии, которая предоставляла материалы по необходимым конфискациям имущества контрреволюционеров. 8 октября по материалам комиссии было принято постановление о конфискации завода Мордоховича. Также народно-революционным комитетом для отдела народного-образования был конфискован Бутинский дворец и переименован в Рабоче-крестьянский дворец. На пятом заседании облнарревком рассматривал вопрос о заготовке дров и материалов для нужд населения[12]. Помимо этого областным народно-революционным комитетом была создана биржа труда, осуществляющая контроль за трудоустройством населения и правильностью заключения трудовых договоров. Согласно принятому к руководству «Временному положению о труде в Амурской области», было введено социальное страхование за счёт работодателя без вычета из зарплаты[12].

15 октября 1920 года комитет принял положение об обязательной ликвидации неграмотности среди взрослого населения и издал постановление «О мобилизации лиц для учительской деятельности и работы в отделе народного образования в порядке трудовой повинности». В соответствии с постановлением из народно-революционной армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) были демобилизованы все учителя, а также лица, имеющие образование не ниже 6 классов средних учебных заведений[12].

Восточно-Забайкальский областной народно-революционный комитет, претендующий на высшую власть в регионе, противопоставлял себя Временному Восточно-Забайкальскому Народному собранию — органу государственной власти Забайкальской белой государственности, избранному по инициативе атамана Семёнова, представителями которого, однако, являлись кадеты, народные социалисты, меньшевики и эсеры, оппозиционные режиму атамана[13]. 15 сентября 1920 года состоялся разговор по прямому проводу между членом правительства Дальневосточной республики Фёдором Николаевичем Петровым и председателем народного собрания Константином Симоновичем Шрейбером, в котором первый заявил, что «ни в коем случае не может рассматривать народное собрание Читы как демократическую власть; призванное к жизни врагом народа Семёновым, народное собрание является только ширмой для атамановщины и стоящих за ней интервентов, а вооружённая сила вся по-прежнему остаётся исключительно в руках Семёнова»[14].

11 октября 1920 года Временное Восточно-Забайкальское Народное собрание заявило протест Нерчинским, Амурским и Верхнеудинским властям, а также избрало делегацию в составе Александра Александровича Виноградова, Иннокентия Николаевича Воронцова и Г. И. Перфильева для переговоров с Восточно-Забайкальским облнарревкомом с намерением признать их демократическим органом власти Восточного Забайкалья. 12 октября 1920 года главнокомандующий Народно-революционной армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) Генрих Христофорович Эйхе приказал партизанам в случае желания Временного Восточно-Забайкальского Народного собрания вступить с ними в переговоры, но только после эвакуации белогвардейцев из Читы[15]. 13 октября делегация народного собрания в сопровождении главы японской миссии майора Югами Дзисабуро выехала в Нерчинск, но по пути была задержана в Урульге командиром второй Амурской дивизии Владимиром Анатольевичем Поповым, который предложил связаться с облнарревкомом по телефону. Представители Восточно-Забайкальского народно-революционного комитета отказались вести переговоры без ведома Верхнеудинского правительства. В итоге делегаты народного собрания вернулись в Читу и обратились напрямую к председателю правительства Дальневосточной республики Александу Михайловичу Краснощёкову с просьбой оказать давление на облнарревком, но получили отказ, так как Восточно-Забайкальский народно-революционный комитет «якобы не входил в сферу действий Верхнеудинского правительства»[16][13][17].

16 октября народное собрание предложило военному командованию ликвидировать власть атамана Семёнова. 17 октября, после эвакуации японских вооружённых сил из Читы, были проведены новые выборы во Временное Восточно-Забайкальское Народное собрание, на которых перевес получили сторонники советской власти, а уже на следующий день собрание постановило «настаивать на полной и безусловной ликвидации власти атамана Семёнова, зафиксировав это соответствующим юридическим актом». В результате Восточно-Забайкальский народно-революционный комитет признал недоразумением свой отказ в принятии первой делегации, а народное собрание сформировало новую делегацию для переговоров в составе Л. Кибалина, С. Дидриха, Т. Баранова и А. Геймбуха[18]. 21 октября на заседании Временного Восточно-Забайкальского Народного собрания было принято решение о переходе к нему всей полноты военной и гражданской власти, а также о готовности объединения с Нерчинским нарревкомом[19]. В тот же день начался захват Читы боевыми дружинами, созданными большевистским подпольем[19]. 22 октября 2-й Амурский кавалерийский полк (отряд «Старика») и Ульдургийский партизанский отряд, одержав победу над белогвардейцами у посёлка Верхнечитинского, взяли Читу и передали власть Народному собранию[13][17].

Упразднение[править | править код]

26 октября 1920 года состоялось совместное заседание президиума Временного Восточно-Забайкальского Народного собрания, Совета управляющих ведомствами и правительственными делегациями Верхнеудинска, Нерчинска, Амурской и Сахалинской областей. От лица Нерчинского нарревкома выступала делегация в составе Евгения Михайловича Матвеева, Андрея Иннокентьевича Блинникова и Аршинского. На заседании председатель правительства Дальневосточной республики Краснощёков выразил желание о слиянии народного собрания и Нерчинского нарревкома, а председатель народного собрания Шрейбер заявил о вхождении пяти членов революционного комитета Центрального Забайкалья в их состав. 28 октября перед открытием Читинской объединительной конференции состоялось новое заседание президиума Временного Восточно-Забайкальского Народного собрания, Совета управляющих ведомствами и Нерчинского нарревкома, на котором было достигнуто соглашение о слиянии «Читинского и Нерчинского правительств на основе пропорционального представительства» по схеме: от облнарревкома — 15 человек, от Народного собрания — 10 человек, от бурятского населения — 2 человека, что стало основой для Восточно-Забайкальского органа власти, который принял участие в объединительной конференции и прекратил своё существование 3 ноября 1920 года по решению правительства Дальневосточной республики[13][20][21][22].

Примечания[править | править код]

  1. Сонин, 1990, с. 4.
  2. Сонин, 1990, с. 5.
  3. 1 2 Клер, 1969, с. 92.
  4. Сонин, 1990, с. 80—87.
  5. Сонин, 1990, с. 84.
  6. Сонин, 2011, с. 64.
  7. Шиндялов, 2011, с. 13—14.
  8. 1 2 3 Шиндялов, 2011, с. 14.
  9. Клер, 1970, с. 13.
  10. 1 2 3 Клер, 1970, с. 13—14.
  11. Шиндялов, 2011, с. 16.
  12. 1 2 3 Клер, 1970, с. 15.
  13. 1 2 3 4 Клер, 1970, с. 15—16.
  14. Шиндялов, 2011, с. 15.
  15. Василевский, 2000, с. 163.
  16. Василевский, 2000, с. 164—165.
  17. 1 2 Шиндялов, 2011, с. 18.
  18. Василевский, 2000, с. 165.
  19. 1 2 Василевский, 2000, с. 166.
  20. Василевский, 2009, с. 342—343.
  21. Рынков, 2011, с. 159.
  22. Василевский, 2000, с. 167.

Литература[править | править код]

  • Клер Л.С. Народно-революционный комитет Восточного Забайкалья (Нерчинское правительство) // Записки Забайкальского филиала Географического общества СССР. — Чита, 1970. — № 45. — С. 13—16.
  • Временное Восточно-Забайкальское Народное собрание // Историческая энциклопедия Сибири: А—И / главред. Ламин В.А., отв. ред. Клименко В.И.. — Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2009. — 807 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8402-0230-4.
  • Рынков В.М. Органы власти и управления Российской восточной окраины в январе – сентябре 1920 г // Проблемы истории государственного управления и местного самоуправления Сибири в конце XVI — начале XXI в. / Материалы VII Всероссийской научной конференции / отв. ред.: Шишкин В.И.. — М.: Издательско-полиграфический дом "Нонпарель", 2011. — С. 154—159. — ISBN 978-5-93089-038-9.
  • Шиндялов Н.А. Ликвидация «читинской пробки» // Россия и АТР. — Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2011. — № 1 (71). — С. 5—18. — ISSN 1026-8804.
  • Сонин В.В. Становление Дальневосточной республики: 1920—1922. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1990. — 347 с. — ISBN 5-7444-0236-5.
  • Сонин В.В. Государство и право Дальневосточной республики (1920—1922 гг.). — 2-e. — Владивосток: Дальнаука, 2011. — 296 с. — ISBN 978-5-8044-1123-8.
  • Клер Л.С. Народно-революционный комитеты — местные органы государственной власти в Дальневосточной республике // Труды Иркутского государственного университета: Вопросы теории и истории государственного права / отв. ред.: Пертцик В.А.. — Иркутск: Иркутский государственный университет им. А. А. Жданова, 1969. — Т. 58, вып. 9; ч. 1. — С. 91—109.
  • Василевский В.И. Забайкальская белая государственность в 1918—1920 гг.: Краткие очерки истории. — Чита: Поиск, 2000. — 180 с. — ISBN 5-93119-044-9.

Ссылки[править | править код]