Волга — XXI век — Википедия

Волга — XXI век
Специализация Литературный журнал
Периодичность раз в месяц
Язык русский
Страна  Россия
Веб-сайт volga21vec.jimdofree.com

«Волга — XXI век» — российский литературно-художественный журнал, выходящий в Саратове.

История[править | править код]

Журнал с названием «Волга» издавался в Саратове с января 1966 года. Первым главным редактором был Н. Шундик, автор беллетристики из жизни народов Крайнего Севера. В основном журнал печатал саратовских советских писателей, но в первом номере был напечатан и отрывок из «Чевенгура» Андрея Платонова — «Происхождение мастера». Журнал также печатал переводную прозу.

На первый номер «Волги» подписалось более 10 тысяч читателей[1].

С конца 80-х и в 90-е годы главным редактором был Сергей Боровиков. В это время в «Волге» публиковались произведения Бориса Зайцева, Николая Бердяева, Владимира Набокова, Александра Солженицына, Ивана Шмелёва, в специальных выпусках журнала вышел «Сын человеческий» Александра Меня[2].

В конце 90-х годов журнал начал испытывать финансовые трудности, оставшись без государственной поддержки[3]. В 2000 году в последнем 413-м номере редакция объявила о прекращении выпуска журнала.

Новый журнал[править | править код]

С 2004 года вместо прежнего журнала «Волга» в Саратове стал выходить журнал «Волга — XXI век». Журнал финансируется из бюджета Саратовской области[4]. Первым главным редактором был назначен Н. Болкунов, который обещал «сохранять традиции той самой, почившей „Волги“»[5], а с выходом первого номера сказал:

Это самый прекрасный журнал, какой может быть на белом свете. Мы хотим противостоять духовной деградации общества. Нас интересует читатель среднего и низкого достатка. Редколлегия будет рада авторам, которые живут болью страны и не называют её «этой». Пусть мать-Россия кривовата, но надо не ругать её за это, а предложить ей макияж[6].

Один из работников редакции прежней «Волги» Роман Арбитман заявил о новом журнале:

Для меня обновлённый журнал — как тело близкого родственника, которое достали из могилы, подкрасили и предложили считать живым человеком! Прежние подписчики никогда не станут читать «Волгу. 21 век»[6].

Выражал недовольство новым журналом и Виктор Топоров:

Ситуация с саратовским журналом выглядит дикой, выпрыгнувшей из допотопного прошлого. И трудно как будто поверить, что всё снова свалится в болото мракобесия, антисемитизма и бездарности. Но… Ситуация непридуманная, так что шанс такой есть. Динозавры не вымерли и очень хотят кушать[7].

Когда Болкунов ушёл из журнала, саратовский критик Марта Антоничева писала:

…ни один нормальный человек кроме как в шутку в журнале публиковаться не хотел. <…> сложилась вполне однозначная репутация журнала как провинциального рупора всех дебелых графоманов, входящих во всевозможные СП… Свою функцию это издание вполне выполняло, пылясь в ларьках на вокзале и библиотеках города, вызывая удивление и недоумение как приезжих, так и случайно наткнувшихся на этот журнал читателей. Подобная ситуация сохранялась достаточно долго, пока чудом (а иначе это и не назовёшь) А. Сафронова не стала его редактором. Я не сказала бы, что у меня нет претензий к этому редактору, но все они носят скорее прикладной характер, менее глобальный, чем к Болкунову. Самым главным и, собственно, единственным очевидным её достижением стало то, что в журнале появилось то, чего не было со времён Боровикова, — литература[8].

По мнению рецензента журнала «Знамя» Елены Зейферт:

«Волга — XXI век» бытует как единый текст, живёт как единое существо. От номера к номеру журнал становится интереснее, насыщеннее, лучше. Его свободолюбивая, а порой и рисковая направленность эффектно противоречит провинциальному происхождению. Современность «Волги — XXI век» ярко проявляется в тематическом парке (человек в «другом» пространстве, ощущение мира как текста и др.), ликах и личинах «чужого» слова (ремейки, аллюзии), синтезе искусств, форм бытования слова. Сочетая исконное и новейшее, «Волга — XXI век» творит новую мифологию и способствует формированию нового читателя[9].

В 2008 году редактор А. Сафронова вступила в конфликт с учредителем журнала — администрацией Саратовской области, в который вмешалась и местная организация Союза писателей России. Поводом для конфликта, по словам критика М. Бударагина, послужило использование нецензурных выражений в публикуемых произведениях, а действительной причиной — то, что «„Волга“ позволяла себе пренебрегать принципиальным для провинции правилом отдавать предпочтение не хорошему и интересному, а местному творчеству»[10]. В результате в мае 2008 года выпуск очередного номера журнала был остановлен учредителями издания[11], редакция была полностью заменена, главным редактором стала Е. Данилова, по поводу чего Марта Антоничева заявила на страницах газеты «Литературная Россия»: «В данном случае остаётся лишь скорбеть»[3], критик М. Бударагин писал:

И назначенная редактором Елизавета Данилова, и председатель местного Союза писателей В. Масян, и существенная часть радостно наблюдавшей за процессом саратовской писательской тусовки — если судить по их публикациям — довольно обычные провинциальные графоманы, коих великое множество в каждой губернии. Графоманы эти издают газеты и журналы, сами же их читают, сами хвалят и не чувствуют никаких угрызений совести[10].

Поэт и критик Дмитрий Кузьмин охарактеризовал смену власти в журнале «Волга — XXI век» как «рейдерский захват» и высказался по поводу группы авторов, получивших контроль над журналом:

…нет такого «писательского сообщества», членами которого можно было бы всерьёз считать всю эту полуграмотную публику. <…> Этот паноптикум живёт своей жизнью, как-то воспроизводится, но всё это происходит в параллельной реальности, до которой вменяемому человеку не должно быть дела[12].

Уволенная редакция (А. Сафронова и др.) стала выпускать свой журнал с названием «Волга», с тиражом 300 экземпляров[13] и с выходом 6 номеров в год[14]. Интернет-проект «Журнальный зал» исключил из своего состава журнал «Волга — XXI век», заменив его этим журналом[15].

Через пять лет, в 2013 году, в деятельности журнала «Волга — XXI век» были выявлены нарушения на сумму 1,2 млн рублей[4].

Примечания[править | править код]

  1. Иванов А. Намедни-Саратов. Год 1966 Архивная копия от 11 августа 2013 на Wayback Machine // Общественное мнение. 3 июля 2013.
  2. Зейферт Е. Стрекоза из калёной стали… Архивная копия от 20 мая 2019 на Wayback Machine // Знамя. 2008. № 7.
  3. 1 2 Антоничева М. «Волга» впадает в маразм Архивная копия от 29 октября 2013 на Wayback Machine // Литературная Россия. 27 июня 2008.
  4. 1 2 Отчёт Счётной палаты области привёл к увольнению работника журнала // Четвёртая власть. 22 июля 2013. Дата обращения: 4 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  5. Болкунов Н. Новый журнал будет сохранять традиции той самой, почившей «Волги» Архивная копия от 24 марта 2010 на Wayback Machine // Новости Саратова. 4 апреля 2003.
  6. 1 2 В одну «Волгу» нельзя войти дважды (недоступная ссылка) // Новая газета. 15 марта 2004.
  7. Топоров В. Парк саратовского периода Архивная копия от 9 июня 2008 на Wayback Machine // Взгляд. 19 апреля 2007.
  8. Антоничева М. «Волга» впадает в маразм Архивная копия от 29 октября 2013 на Wayback Machine // Литературная Россия. 27 июня 2008.
  9. Зейферт Е. Стрекоза из калёной стали… Архивная копия от 20 мая 2019 на Wayback Machine // Знамя. 2008. № 7.
  10. 1 2 Бударагин М. Никуда не впадает «Волга» Архивная копия от 13 октября 2013 на Wayback Machine // Взгляд. 6 июня 2008.
  11. Рогов О. Куда впадает Волга? Архивная копия от 9 июня 2008 на Wayback Machine // Взгляд. 20 мая 2008.
  12. Василевский А., Кузьмин Д. Разговоры с Андреем Пермяковым Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine // Волга. 2009. № 3.
  13. Возобновлённая «Волга» Архивная копия от 13 октября 2013 на Wayback Machine // СарИнформ. 18 октября 2008.
  14. Архив / Волга Архивная копия от 6 октября 2013 на Wayback Machine // Журнальный зал.
  15. Волга Архивная копия от 20 сентября 2012 на Wayback Machine // Журнальный зал.

Ссылки[править | править код]