Взятие Константинополя (1261) — Википедия

Взятие Константинополя (1261)
Византийская империя после возвращения Константинополя
Византийская империя после возвращения Константинополя
Дата 25 июля 1261 года
Место Константинополь
Итог Константинополь снова становится столицей Византийской империи, Латинская империя уничтожена
Противники

Никейская империя

Латинская империя
Венецианская республика

Командующие

Алексей Стратигопул

Балдуин II де Куртене
Марко Градениго

Силы сторон

800 человек

250 венецианцев
540 латинян
110 сицилийцев
50 ахейцев
20 англичан
300 госпитальеров

Потери

500 человек

1000 человек

Взятие Константинополя в 1261 году — освобождение никейцами Константинополя, захваченного крестоносцами в 1204 году. Оно повлекло за собой реставрацию Византийской и уничтожение Латинской империй.

Предпосылки[править | править код]

В 1204 году в результате Четвёртого крестового похода пал Константинополь, а вместе с ним и Византийская империя. На её территориях были созданы государства крестоносцев, самым крупным из которых была Латинская империя. Тем не менее, византийцы смогли удержать ряд других территорий и создать на них свои государства: Эпирское царство, Никейскую и Трапезундскую империи.

Император Михаил VIII Палеолог

Летом 1261 года Михаил VIII Палеолог, император Никеи, начинает приготовления к возвращению Константинополя. Сначала он заключил союз с Генуэзской республикой[1], а в июле 1261 года послал цезаря Алексея Стратигопула с небольшим отрядом из 930 человек, состоявшим в основном из половцев и жителей Никейской империи[2], во Фракию для демонстрации военной силы латинянам[3]. Переправившись через Мраморное море, Алексей стал лагерем у Селимбрия, где случайно встретился с греками, рассказавшими ему, что основная армия латинян отправилась в экспедицию на остров Дафнусия, а в самом городе остался лишь небольшой гарнизонный отряд[3][4]. Также они сообщили Стратигопулу о тайном проходе в стенах города[3][5].

Сражение[править | править код]

Силиврийские ворота (Пигис), через которые отряд Алексея Стратигопула ворвался в Константинополь и захватил город

Это было совершенной неожиданностью, но полководцу некогда было направлять вестовых в Никею, чтобы получать инструкции. В ночь на 25 июля 1261 года несколько воинов проникли в город через тайный ход[2] и отворили Силиврийские ворота  (англ.) (Ворота Пигис, греч. Πηγής) для остального войска[6]. Византийцы ворвались в город и атаковали сонных латинян. Чтобы посеять панику среди врагов, они пустили огонь по крышам домов ночного Константинополя, предав пожару венецианские кварталы. Радостные греки вышли на улицы с криками «Да здравствует император Михаил», «Да здравствуют ромеи»[7]. Когда латинский император Балдуин II проснулся и понял, что на город произошло нападение, он тщетно пытался собрать разбросанных по ночлегам и сонных французов. Никто не знал, какими силами и откуда в Константинополь проникли византийцы, а потому император решил, что греки привели в город огромное войско. Бросив знаки императорского достоинства, Балдуин бежал на Эвбею[5].

Остатки разгромленных и деморализованных французов достигли острова Эвбея, около 700 км от Константинополя. Латиняне не стали терять времени и, срочно погрузившись на корабли, отплыли к городу, надеясь штурмом вернуть его обратно[6]. Однако никто не знал, какими силами византийцы захватили его, и хитрый Алексей Стратигопул постарался создать видимость многочисленного войска. Он привлёк местных жителей, восторженно приветствовавших свержение латинян, переодев их в воинов и вооружив. И когда латиняне подплыли к стенам, они увидели множество воинов[8]. В конце концов, боясь потерпеть сокрушительное поражение, последние остатки французской армии отплыли в Италию, чтобы сообщить страшную для Запада весть о конце Латинской империи[9].

Последствия[править | править код]

После взятия города Алексей Стратигопул послал к Михаилу Палеологу гонца с вестью о возвращении Константинополя[10][11]. 15 августа 1261 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Михаил с триумфом вошёл в Константинополь через Золотые ворота. Затем император отправился в Студийский монастырь, из него — в храм Святой Софии, где его ожидали Стратигопул и патриарх Арсений[12].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Ravegnani, p. 163.
  2. 1 2 Bartusis, p. 27.
  3. 1 2 3 Акрополит Г. Летопись логофета Георгия Акрополита
  4. Bartusis Mark C. The Late Byzantine Army: Arms and Society, 1204—1453, p. 40.
  5. 1 2 Величко А. М. История Византийских императоров. Том 5, с. 74.
  6. 1 2 Nicol, p. 34.
  7. Jean-Charles-Léonard. Storia delle repubbliche italiane dei secoli di mezzo, p. 250.
  8. Величко А. М. История Византийских императоров. Том 5, с. 75.
  9. Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 4, глава 2. С. 83.
  10. Акрополит Георгий. Летопись великого логофета. Глава 86. С. 409, 410.
  11. Runciman Steven. I vespri siciliani, pp. 69—70.
  12. Runciman Steven. I vespri siciliani, p. 70.

Литература[править | править код]

  • Акрополит Г. Летопись логофета Георгия Акрополита
  • Alain Ducellier e Michel Kaplan. Bisanzio, San Paolo Edizioni. — 2005. — ISBN 8821553660.