Армия прикрытия — Википедия

А́рмия прикры́тия (ист.)[1] — исторический термин, обозначающий название составной части вооружённых сил государства, которая предназначалась для прикрытия его границ от внезапного вторжения противника для обеспечения проведения мобилизации, сосредоточения и развёртывания главных сил ВС государства, в начальный период войны (военного конфликта). Армии прикрытия заблаговременно развёртывалась вблизи государственной границы, для отпора, сковывания и блокирования напавшего противника.

Состав армии прикрытия определялся в зависимости от протяжённости границ государства, их доступности и степени угрозы, возможностей военного строительства и состоял, как правило, из объединений и соединений укомплектованных по штатам военного времени, дислоцированных в приграничной зоне. Обычно армия прикрытия опиралась на систему приграничных укреплений, укреплённых районов (УР).

Представление советского военного командования о роли армии прикрытия перед Великой Отечественной войной[править | править код]

Большинство советских военных теоретиков 1930-х годов в вопросе о стратегическом развертывании и способе его прикрытия склонялось к канонизации опыта Первой мировой войны. Они не предусмотрели возможности применения противником скрытого способа мобилизации и развертывания вооруженных сил для внезапного нападения сразу главными силами, и поэтому считали, что начальный период будет характеризоваться операциями малых армий, под прикрытием которых произойдет стратегическое развертывание и вступление в дело основных масс вооруженных сил. Ожидалось что после начала войны основные усилия будут направлены на завоевание господства в воздухе, а одновременно с действиями авиации начнутся приграничные сражения армий прикрытия, которые, отражая удары противника, обеспечат отмобилизование, сосредоточение и развертывание главных сил своих войск и создадут условия для перехода их в наступление[2][3].

Однако 22 июня 1941 года при внезапном (без каких-либо предварительных ультиматумов и т.п.) нападении на СССР уже отмобилизованный вермахт сразу же задействовал 117 дивизий и, используя свое превосходство в силах на направлениях главных ударов, а также замешательство советских войск прикрытия, вызванное внезапностью нападения, добился значительных успехов. В результате основная задача, которая стояла перед армиями прикрытия, — задержать противника в приграничной полосе и обеспечить развертывание главных сил — оказалась не выполненной. За три недели противник продвинулся вглубь территории СССР на северо-западном направлении на 450–500 км, на западном — на 450–600 км и на юго-западном — на 300–350 км.

Фактически к лету 1941 года армии прикрытия СССР являлись основными силами государства[4] (13 армий 1-го стратегического эшелона; во 2-м эшелоне было 7 армий, в 3-м позже было сформировано 4 армии), причём силы армии прикрытия в день вторжения противника получили приказ о наступлении на его территорию[5].

Наиболее правильным, на наш взгляд, было главные силы армии прикрытия иметь развёрнутыми на старой границе, а на новую границу выдвинуть в качестве прикрытия только конные, механизированные, моторизованные и инженерные войска для ведения подвижной обороны с широким применением заграждений, разрушений и минирования, особенно дорог и мостов. Небольшие гарнизоны из стрелковых войск могли быть оставлены в готовых узлах сопротивления, строящихся по новой границе УРов, приспособленных к круговой обороне и могущих лишить врага возможности пользоваться лучшими переправами и дорогами. Войска прикрытия такого состава, сдерживая противника на заграждениях, должны были постепенно отойти за рубеж УРов по старой границе и соединиться с главными силами армии прикрытия. Противник, ввязавшись в бои за укрепрайоны, мог подвергнуться ударам свежих и планомерно изготовившихся к боевым действиям главных сил.

Генерал-лейтенант в отставке Б. Колчигин, «Мысли об использовании армии прикрытия в начальном периоде Великой Отечественной войны», «Военно-исторический журнал» № 4, 1961 год, стр. 35 — 37.[6]

Армии прикрытия после середины XX века не применяются[7], и этот термин в современном военном деле России отсутствует.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Военный энциклопедический словарь. — М.: Военное издательство, 1984.
  2. Начальный период войны в представлениях командного состава РККА в 1921-1941 гг. Дата обращения: 15 ноября 2022. Архивировано 15 ноября 2022 года.
  3. К 80-летию начала Великой Отечественной войны. Дата обращения: 15 ноября 2022. Архивировано 12 октября 2021 года.
  4. Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939—1941. — М.: Вече, 2000. — [militera.lib.ru/research/meltyukhov/12.html Гл. 12. Место «Восточного похода» в стратегии Германии 1940—1941 гг. и силы сторон к началу операции «Барбаросса»]

    К началу войны советские вооруженные силы насчитывали 5 774 211 человек…В сухопутных войсках имелось 303 дивизии, 16 воздушно-десантных и 3 стрелковые бригады…Из этих войск в пяти западных приграничных округах дислоцировались 174 расчетные дивизии… Группировка советских войск на Западе насчитывала 3 088 160 человек… Кроме того, с мая 1941 г. началось сосредоточение 77 дивизий второго стратегического эшелона из внутренних военных округов и с Дальнего Востока.

  5. Директива НКО СССР от 22.06.1941 № 3. Дата обращения: 1 июня 2022. Архивировано 9 августа 2021 года.
  6. Сайт история, Генерал-лейтенант в отставке Б. Колчигин, «Мысли об использовании армии прикрытия в начальном периоде Великой Отечественной войны», «Военно-исторический журнал» № 4, 1961 год, стр. 35 — 37. Дата обращения: 22 декабря 2012. Архивировано 21 августа 2013 года.
  7. БСЭ. — М., «Советская энциклопедия», 1969—1978.

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]